Фото Reuters
Государство, различными способами регулируя экономические отношения, перераспределяет финансовые ресурсы, необходимые для обеспечения своей деятельности и реализации публичных функций. Государственное участие в различных формах в прибыли организаций обеспечивает стабильное поступление средств в казну. Основными формами наполнения госбюджета и одновременно публичного регулирования экономических отношений являются:
– взимание налога на прибыль организаций, где регулирование экономики может выражаться в установлении различных ставок, предоставлении налоговых преференций и т.д.;
– получение дивидендов по ценным бумагам, которыми владеет государство. Российская РФ напрямую или посредством специальных учреждений осуществляет права акционера по ценным бумагам крупнейших нефтегазовых компаний.
Поэтому принятие решений РФ о распределении чистой прибыли или ее реинвестировании в деятельность этих компаний существенно влияет на экономику страны.
Мировой практике налогообложения доходов предпринимателей известны и экстраординарные меры. Одной из таких экстраординарных мер является увеличение налогового бремени бизнеса, именуемое windfall tax.
На основе мирового опыта феномен windfall tax нельзя определить как конкретный налог, а также невозможно установить единые основания для его введения. Так, встречались следующие прецеденты введения windfall tax:
1. Великобритания – введение единоразового налога для приватизированных ранее компаний в 1997 году, взимание которого обусловлено общей ценой приватизированных предприятий и необходимостью направления средств на социальные проекты. Налог рассчитывался в зависимости от средней прибыли компаний.
2. США – единоразовый налог на прибыль от сырой нефти от 1980 года, причиной которого являлось введение нефтяного эмбарго ОПЕК, которое вызвало неконтролируемый рост цен на нефть, что вылилось в сверхприбыли производителей нефти.
3. В Норвегии с начала XXI века вводятся налоги, обусловленные сверхприбылями отдельных участников рынка – например, с 2023 года также вводится windfall tax в форме налога на аренду ресурсов для гидроэнергетики.
Мировой опыт указывает, что windfall tax в случаях его введения детерминировано внешними условиями (такими как государственный менеджмент в случае с Соединенным Королевством), рыночной конъюнктурой (колебания на рынке энергоносителей) и направлено адресно на определенные категории налогоплательщиков, получивших сверхприбыли на фоне внешних условий.
Поэтому в большинстве случаев введения windfall tax в мировой практике налоговое бремя ложилось на сырьевые компании ввиду особенностей функционирования этого сегмента мировой экономики. Каждый случай введения дополнительных ограничений прав сырьевых компаний/энергетических компаний/субъектов квазиестественных монополий путем увеличения налогового бремени был основан на конкретных экономических обстоятельствах, а обоснование целевой направленности изъятых у налогоплательщиков денежных средств путем применения windfall tax становилось краеугольным камнем процесса введения этих мер.
Находящийся на рассмотрении в Госдуме законопроект о введении налога на сверхприбыль отличается от мирового опыта. Здесь предлагается обложить налогом все организации, получившие сверхприбыль, за исключением тех категорий, которые указаны в законопроекте. Так, например, налог на сверхприбыль не придется платить субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно тексту законопроекта, принцип налогообложения в России будет прямо противоположен принципу «адресности», по которому windfall tax применялся в вышеприведенных государствах. Так, налог на сверхприбыль будут обязаны уплатить организации, средние арифметические прибыли за 2021 и 2022 год которых превышают такой же показатель за 2018 и 2019 годы на 1 млрд руб. Ставка планируется в размере 10%. Кроме того, законопроектом предусмотрена льгота, в случае если налогоплательщик уплатит налог раньше общего срока. В том случае, если налогоплательщик уплатит налог с 1 октября 2023 года по 30 ноября 2023 года вместо общего срока 28 января 2024 года, ставка налога составит 5%.
Главное отличие российского законопроекта от устоявшегося в мировой практике принципа «адресности» заключается в том, что, в отличие от мировой практики, когда налогом облагались сырьевые компании в условиях экстраординарных ситуаций на определенных рынках, в России предлагается обложить налогом на сверхприбыль все организации, отвечающие имущественному цензу (сальдо 1 млрд руб.). Кроме того, от уплаты налога планируется освободить организации, осуществлявшие в 2022 году добычу углеводородного сырья, добычу угля, переработку нефтяного сырья, производившие сжиженный природный газ.
В связи с этим возникают вопросы к причинам и обоснованности введения данного налога. Поскольку одним из основных принципов введения windfall tax является изъятие сверхприбылей именно у участников экономического оборота, получивших эти сверхприбыли в связи с какими-либо событиями (изменение цен на нефть/газ и другие стратегические товары, резкое изменение соотношения спроса и предложения в зависимости от политических обстоятельств и т.д.), внесенный в ГД законопроект не отвечает данному принципу «адресности», так как законопроект не устанавливает, чем обусловлено получение сверхприбылей у организаций, обязанных заплатить с них налог.
Нерешенным остается вопрос о конституционности законопроекта, поскольку объектом налогообложения не является сверхприбыль за 2021 и 2022 годы. Статьей 57 Конституции установлено, что законы, устанавливающие новые налоги, не имеют обратной силы. Комплект документов, представленный в Госдуму, не содержит разъяснений по этому поводу.
В практике Конституционного суда РФ встречалось признание норм обратной силы, ухудшающих положение налогоплательщиков, однако, поскольку налог такого рода на федеральном уровне вводится впервые, учитывая сложившуюся политическую и экономическую ситуацию, мы можем прогнозировать либо корректировку проекта, либо новую позицию КС РФ.
Что касается последствий введения налога на сверхприбыль, то дополнительное налоговое бремя имеет целью перераспределение денежных средств в экономике на необходимые в настоящее время государству направления. Однако издержки налогоплательщиков на уплату налога на сверхприбыль несомненно скажутся на потребителях товаров и услуг, так как с большой долей вероятности они будут компенсированы путем увеличения цены на товары и услуги.