На фото Мило Джуканович. Фото Reuters
За три дня до президентских выборов, 16 марта 2023 года, теперь уже бывший лидер Черногории Мило Джуканович, предчувствуя скорое поражение в предвыборной гонке, воспользовавшись своими конституционными полномочиями, распустил черногорскую Скупщину (парламент страны) и объявил внеочередные парламентские выборы, которые должны пройти уже в воскресенье, 11 июня.
Такое решение стало прямым следствием долгой цепочки событий, если еще не приведших, то ведущих к полному политическому поражению Джукановича и к концу долгого правления его клана в стране, начавшегося еще в 90-х, после распада Югославии. Это человек, напомним, руководил страной с 1991 года. Первый тревожный звонок для Джукановича прозвучал еще в преддверии всемирной пандемии коронавируса: в декабре 2019 – январе 2020 года. Тогда Демократическая партия социалистов (ДПС), лидером которой являлся бывший президент, по инициативе Джукановича попыталась провести в Скупщине скандальный закон о церковной собственности. В соответствии с законопроектом земли Сербской православной церкви (СПЦ), которой принадлежит абсолютное большинство всех православных приходов в стране, должны были быть переданы государству. С учетом напряженных отношений СПЦ и Джукановича в последние два десятилетия, а также откровенно просербской направленности ее черноморско-приморской митрополии такой закон выглядел в глазах общественности как попытка узаконить грабеж церковных земель. И действительно, значительная часть населения Черногории, преимущественно религиозно настроенного, вышла на улицы, протестуя изначально в поддержку церкви, а затем и против самого Джукановича и его партии.
Реализация закона была отложена, но результаты не заставили себя ждать: уже на парламентских выборах в августе 2020 года коалиция во главе с ДПС впервые за историю своего существования – без малого 30 лет – потерпела поражение и оказалась в оппозиции. За прошедшие с тех пор два с половиной года политический ландшафт страны претерпел серьезные изменения. Поддержка ДПС, редеющая с каждым днем, была подорвана еще больше с приходом на пост премьер-министра страны одного из лидеров бывшей оппозиции Джукановичу – главы движения URA Дритана Абазовича.
Абазович, албанец по происхождению, по всей видимости, в глазах Запада был той самой переходной фигурой, на которого можно было бы возложить ответственность за чистки старой партийной элиты без опасения за будущие политические последствия – продвигать его на пост президента там явно не собирались. При этом, что было очевидно, фигура Джукановича стала для Брюсселя и Вашингтона, традиционно курирующих Черногорию с момента получения ею независимости в 2006 году, максимально токсичной. Показателем такого отношения стало самоустранение западных послов от последних парламентских и президентских выборов в стране, а также постоянная критика в адрес «коллективного руководства» страны за поражающие масштабы коррупции и организованного криминала в Черногории.
С поддержкой Запада после ряда встреч с послами стран ЕС и представителем США на Балканах Абазович достаточно энергично приступил к антикоррупционным мероприятиям. Как в преддверии президентских выборов, так и после них по Черногории прокатилась волна арестов: по документам Европола неожиданным образом вскрылась целая сеть криминальных сговоров в маленькой балканской стране. Были задержаны представители управления полиции, в том числе бывший начальник полиции столицы страны, ряд функционеров МВД и спецслужб, а также несколько криминальных авторитетов, с ними связанных.
Ряд аналитиков связывает такие чистки с необходимостью ослабить клан Джукановича и вырвать у него из рук один из основных ресурсов – административный, ведь многие из уволенных и задержанных представителей администрации и МВД были давними соратниками бывшего президента. По всей видимости, именно на их поддержку Джуканович и рассчитывал на будущих парламентских выборах, им же созванных – для него это был шанс удержаться у руля.
Между тем текущая политическая обстановка не позволяет говорить о том, что после выборов Черногория получит столь долгожданную политическую стабильность. Обилие разноформатных политических движений и партий, допущенных к участию в выборах, лишь показывает, насколько разрежена политическая карта страны.
Одним из фаворитов нынешней гонки по праву считается партия «Европа сейчас» нового президента Якова Милатовича. Созданная на базе политико-экономической программы всего несколько месяцев назад, партия пользуется популярностью у молодежи и интеллигенции за прагматичный подход, умеренную, но достаточно четкую программу экономических преобразований – во многом благодаря ей Милатовичу удалось одержать победу на президентских выборах. «Европа сейчас» обещает увеличение средней заработной платы, пенсионного и социального обеспечения, а также сокращение рабочего дня. Источником финансирования для достаточно обескровленной экономики страны (госдолг страны в 2022 году составил почти 70% ВВП) Милатович называет инвестиции – по его мнению, инвестиционный климат страны с уходом Джукановича и сокращением «коррупционных и криминальных практик» должен значительно улучшиться.
Экономическая повестка доминирует и в политических программах других партий. ДПС Джукановича обещает повышение зарплат и строительство социального жилья, URA Абазовича – льготное кредитование и спонсирование зеленой энергетики, Социалистическая народная партия – льготные кредиты для молодых семей и предпринимателей. Наиболее смелое предложение выдвинул Небойша Медоевич, лидер «Движения за перемены»: источником финансирования социальных программ он видит национализацию «криминальных и коррупционных» частных предприятий, принадлежащих в том числе сторонникам Джукановича.
Насколько такие обещания могут быть реализованы – станет ясно уже совсем скоро. Многое в этом ключе зависит от поддержки Брюсселя, с одной стороны, и заинтересованности Китая, крупнейшего экономического партнера страны, вкладывать в реальный сектор экономики – с другой. Инвестиции из Китая и гранты Евросоюза и в прошлые годы не раз спасали Черногорию – немногое в этом плане изменилось и сегодня.