Фото сайта rk.gov.ru
В эти дни по всей стране начинают работу региональные филиалы государственного фонда «Защитники Отечества». Их главная задача – персональное социальное сопровождение ветеранов СВО и их семей, содействие в получении всех предусмотренных законом мер поддержки. Таким образом, поручение президента России о систематизации работы по оказанию помощи семьям военнослужащих выполнено в срок. Выполнено по букве, но насколько глубоко продумана эта система и на все ли вызовы она отвечает?
Первые, лежащие на поверхности сложности уже видны: в регионах не везде есть квалифицированные специалисты. Для укомплектования фондов собирали, что называется, с миру по нитке. Но это вполне объяснимо: была поставлена масштабная задача, она решена в короткий срок, и нет сомнений, что эта скорее техническая проблема в скором времени будет устранена. Фонды заработают в полную силу, накопят нужный опыт и станут сильной государственной системой поддержки ветеранов и членов их семей.
Другая проблема – невысокие зарплаты. Во многих регионах у сотрудников фондов средняя зарплата по субъекту РФ, при этом нет какой-то единой планки: где-то платят достаточно, а где-то совсем немного. Опять же, думаю, это относится к болезням роста. Появятся региональные доплаты, будут выправлены дисбалансы, привлечены кадры.
Но есть проблемы, которые, на мой взгляд, имеют более существенное значение, чем организационные недоработки, и которые сами собой не рассосутся. Тут нужна государственная стратегия действий.
В настоящее время главный ориентир фондов – социальная, правовая, медицинская помощь. Им необходимо систематизировать меры поддержки, помочь получателям в их реализации. Закрепляемые за семьями социальные координаторы будут решать в первую очередь именно эти проблемы. Им будут содействовать МФЦ и другие инструменты оказания госуслуг.
Психологическая помощь военнослужащим, членам их семей объективно в работе фондов оказывается не на первом месте. И иногда даже не на втором. Есть случаи, когда это направление ведет тот же куратор, который ответственен за медицинскую помощь. Психологическая поддержка рассматривается через призму клинической психологии, психотерапии, психиатрии.
Работа по психологическому консультированию, сопровождению формально предусматривается. Однако не выстроены реальные механизмы ее осуществления, нет понимания, откуда брать нужное количество специалистов и как строить их деятельность. Нужны ведь не просто психологи, а профессионалы, понимающие в таких вещах, как психотравма, посттравматический синдром – и у взрослых, и у детей. Нужны специалисты, умеющие реализовать различные сценарии помощи, работать в сложной, стрессовой ситуации, действовать максимально оперативно и эффективно.
По сути, речь идет о таких направлениях, как военная психология, кризисная семейная, детская психология, экстренная психологическая помощь. Но далеко не во всех регионах есть специалисты, способные ее оказывать. И их нужно искать, готовить, оплачивать их работу.
Легче всего организовать такую помощь регионам, где созданы подразделения семейной психологии, где уже выстроена работа с участниками СВО и членами их семей. Например, в Санкт-Петербурге заработал общественный проект, который делает упор на психологическую поддержку военнослужащих и их близких. Ее оказывают квалифицированные специалисты, которые имеют опыт работы с травмой, военные психологи и психотерапевты. В Кабардино-Балкарской Республике сейчас работают над реализацией проекта «Дети Героев», ориентированного в числе прочего на специализацию психологической помощи детям и семьям военнослужащих. Организовать качественную помощь будет проще в регионах, где произошли события, потребовавшие появления профильных специалистов (например, Кемеровская область после «Зимней вишни», Пермский край после пожара в «Хромой лошади»). Труднее придется там, где не было соответствующих прецедентов и где отсутствуют сильные вузы и хорошо организованные службы поддержки.
Важно решить ряд правовых и организационных вопросов. В стране пока нет специализированного ведомства, отвечающего за данное направление, и не всегда получается выстроить межведомственное взаимодействие. У нас существуют социальная, школьная, клиническая психология. Но все эти направления психологической науки и практики относятся к разным министерствам. Необходимо сконцентрировать управление отраслью в одном месте и принять программу ее развития. Пока это не сделано, координацию работы мог бы осуществлять фонд «Защитники Отечества»: нужно расширить его функционал и создать при нем специализированные центры семейной психологии и экстренной помощи.
Следует стратегически определить потребности в психологах по направлениям деятельности, источники финансирования их подготовки, переподготовки, оплаты труда. Понять, в каких вузах, по каким программам готовить специалистов. Предусмотреть практикумы и стажировки студентов в системе помощи военнослужащим и их семьям с первых курсов учебы. Разработать методологическую базу соответствующих специализированных образовательных программ – что уже прозвучало в поручении президента Владимира Путина по итогам встречи с участниками II Конгресса молодых ученых.
Всю эту работу нужно проводить уже сейчас, потому что нагрузка на фонды со временем будет возрастать. Важно понять, что недостаточное внимание к организации психологической помощи неминуемо приведет к неблагоприятным социальным последствиям. Об этом говорит как опыт зарубежных стран, так и наш собственный опыт 1980–1990-х годов.