Фото Reuters
Вернувшись недавно из Сербии, поймал себя на мысли – все это я уже где-то видел. Видел на морозном проспекте Сахарова в декабре 2011-го, видел на весенней Болотной площади в мае 2012-го. Довольные (а почему бы и нет?) жизнью горожане, поднакопив материальные блага, задумались о гражданских (а почему бы и нет?). В чем-то я и сам был с ними тогда солидарен. Владислав Сурков назвал эти протесты бунтом рассерженных горожан. Теперь я увидел его снова.
Пышные от майской зелени белградские улицы вот уже третью субботу подряд собирают тысячи граждан. Люди выходили без партийных лозунгов, объединенные одним «Стоп насилию!». Дело в том, что в начале мая Сербию впервые в ее истории захлестнула волна «шутинга» – школьных расстрелов. Все началось с убийства подростком восьми детей и одного охранника в известной столичной школе. Вся страна была шокирована произошедшим и не могла понять, как такое могло случиться в принципе. Белградцы массово приходили к школе почтить память убитых, оставив свечки, цветы и игрушки. Не только в Сербии, но и во всех соседних странах было объявлено несколько дней траура. После чего прошло первое шествие – без партийных флагов с призывом остановить насилие. Далее кто-то посчитал, что насилие в обществе инспирируется известными в стране телевизионными реалити-шоу, которые необходимо срочно закрыть (уже закрыли). И вот уже в третий раз десятки тысяч жителей столицы неспешно и беззлобно гуляют против насилия, но теперь по инициативе примкнувших к массам оппозиционеров лозунги шествия приобрели явственно политическую окраску – против президента Сербии Александара Вучича.
Сербский лидер, будучи от природы человеком с прекрасной политической интуицией, сразу отправил в отставку фактически непричастного министра образования, собрал в пятницу анонсированный самым крупным в истории страны митинг своих сторонников и на прошедшем съезде правящей Сербской прогрессивной партии ушел в отставку с поста председателя. На пропрезидентский митинг людей свозили со всей страны, но грандиозным планам существенно помешал случившийся ливень. Приехавшие по такому случаю в Белград министр иностранных дел Венгрии Петр Сийярто и президент Республики Сербской Милорад Додик, как и сам президент Сербии, выступали перед сильно промокшими людьми. Вместо себя на пост председателя партии, насчитывающей более 750 тыс. членов в без малого семимиллионной Сербии, Вучич предложил министра обороны и вице-премьера, экс-мэра второго по величине города Нови-Сада Милоша Вучевича.
Накануне этих политических событий в Косово случилось очередное обострение. После того как представители косовских сербов вышли из органов местной власти в знак протеста против действий Приштины, были объявлены новые выборы. Их косовские сербы последовательно бойкотировали – так массово, что до избирательных участков в апреле дошло всего 13 (!) сербов. Закономерно избраны на этих псевдовыборах были албанцы. Когда же те решили занять «свои» кресла мэров сербских городов при помощи албанского спецназа ROSU в общинах Звечан, Зубин Поток и Лепосавич, местное население не дало им этого сделать.
Тут-то и началась горячая фаза, продолжающаяся по сей день. Оперативно приехавшие «миротворцы» KFOR выступили, по сути, охраной для приштинского спецназа и номинально избранных новых мэров. Косовские сербы настроены очень воинственно и вряд ли допустят исполнение власти над ними самоназначенными албанцами. Сценарий происходящего повторил тот, что пять раз происходил там же в прошлом году с одной лишь разницей. Прежде не доходило до борьбы за локальную власть, и KFOR не «вписывался» за приштинский спецназ.
Главная цель Приштины – столкнуть Белград с НАТО. И, по сути, она уже реализуется. Приведенная в состояние повышенной боевой готовности сербская армия рассредоточилась на административной границе с Косово и только ждет приказа туда войти. Ночь на вторник сербский президент провел на этой линии. В случае если дойдет до массовой стрельбы и убийства мирных жителей в северных общинах Косово, у Вучича просто не останется другого выхода. И он уже об этом прямо сказал послам «квинты» – пяти западных стран, курирующих косовское урегулирование, с последним предупреждением «урезонить местного Зеленского», намекая на косовского «премьер-министра» Альбина Курти, отличающегося своей недоговороспособностью.
И вряд ли набирающие силу белградские протесты так случайно совпали с резким обострением в Косово. По личным ощущениям балканиста, наблюдающего эту страну с 2008 года, Запад решил сделать ставку на раскачивание ситуации и слом сербской власти. Косово в этом сценарии служит пристяжным ремнем Вашингтона для давления на Вучича, а местные столичные оппозиционеры – внутренним ресурсом для протеста.
Обычный инструмент выпуска пара – объявление досрочных парламентских выборов – может оказаться не лучшим решением для президентской партии с новым лидером. С другой стороны, у Вучича только начался второй президентский срок, который должен завершиться в апреле 2027 года. Если только он не решит его завершить досрочно с перспективой участия в новых выборах, как вроде бы позволяет Конституция.
В любом случае и на Балканах тоже лето ожидается жарким.