Фото сайта mos.ru
Знаменитое высказывание «мой дом – моя крепость» ввел в правовой оборот английский юрист XVII века Эдвард Кок, который составлял комментарии к британскому законодательству. Именно принцип «мой дом – моя крепость», при котором дается юридическое право людям отбиться от нападения в своем жилище, на своей земле, в своей машине, своем номере гостиницы или купе поезда, не оглядываясь при этом на пресловутое «превышение мер необходимой обороны», давно и широко применяется во всем мире. Но вот в России почему-то не спешат с внедрением данного принципа в нашу юридическую практику, несмотря на широкую поддержку его населением.
В течение десятилетий правоприменительная практика в нашей стране складывалась таким образом, что сотрудники правоохранительных органов зачастую превращали людей, защищающихся от преступных посягательств, в нарушителей закона. Действовали они по формальным признакам – дал отпор проникшему в твой дом и напавшему на тебя бандиту, нанес вред его здоровью, значит, ты и есть самый что ни на есть опасный преступник со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Нужно заметить, что население не вело себя пассивно, наблюдая такую картину. Начиная с 2012 года люди активно участвовали в круглых столах, митингах и пикетах, которые проводились более чем в 50 городах России в поддержку права граждан на самозащиту. Организаторами их выступала Общественная палата РФ и общероссийская организация «Право на оружие». На портале Российской общественной инициативы, где жители страны имеют возможность выдвигать и поддерживать различные гражданские начинания, инициатива «Мой дом – моя крепость», выдвинутая «Правом на оружие», собрала необходимые 100 тыс. голосов. Она была одобрена экспертной группой федерального уровня в качестве законопроекта и передана в Государственную думу, где ее благополучно убрали под сукно.
Негативную тенденцию превращения законопослушных граждан в преступников, а преступников в их жертв удалось, к счастью, погасить. В соответствии с поручением президента России Владимира Путина пленум Верховного суда РФ 31 мая 2022 года принял постановление № 11, отвечающее принципу «мой дом – моя крепость». И хотя постановление носит рекомендательный характер, его можно считать огромной победой гражданского общества.
Фактически после решения Верховного суда всякая ответственность за возможные последствия (физические, моральные и материальные) снимается с жертвы и полностью переносится на злоумышленников. С этим, похоже, все ясно.
И вот тут у читателя возникнет вполне резонный вопрос: а какое отношение ко всей этой истории имеют подъезды многоквартирных домов? Каким боком к этой крепости примыкает подъезд: ведь он – территория общего пользования и находиться на ней может кто угодно?
Оказывается, самым прямым! К сожалению, мало кто знает, что, согласно российским законам, наша квартира начинается с подъездной двери и заканчивается чердаком и подвалом. Но, обратите внимание – пребывать на этой, по сути, вашей территории пришлым людям закон нисколько не запрещает.
И вот представим: по всем этим общедомовым владениям разгуливают посторонние люди. Хотя чего уж там представлять – разве не стало обыденностью наших дней, когда какие-то сомнительные личности проникают в подъезды, расклеивают огромное количество объявлений на наших стенах и окнах, которые порой и не удалишь, не испортив внешний вид подъезда? А кто не сталкивался в подъездах с выпивающими асоциальными личностями, назойливыми коробейниками, закладчиками наркотиков, псевдоэлектриками, ломающими электрощитки, и прочими мошенниками?! К чему, спрашивается, устанавливать кодовые замки и домофоны, если все кому не лень обладают возможностью, по сути, беспрепятственно попадать в наши подъезды? А если среди непрошеных гостей окажется насильник или убийца? Он тоже наверняка прекрасно знает, что вы бессильны остановить его не только потому, что у вас нет оружия, но и потому, что, находясь в подъезде, он впрямую не нарушает закон.
Обращаться в полицию бесполезно – она в этом деле нам не помощник. И не в силу плохой работы стражей порядка, а из-за полного отсутствия правовой базы. Предусмотренная действующим уголовным законом норма, направленная на защиту от нарушений неприкосновенности жилища (ст. 139 УК РФ), к сожалению, не обеспечивает каких-либо последствий за несанкционированное вторжение на территорию, относящуюся к общему имуществу многоквартирного дома.
Что же нужно предпринять для того, чтобы исправить сложившееся положение дел? Прежде всего, на наш взгляд, требуется устранить создавшийся правовой вакуум. Указанную уголовную норму необходимо дополнить поправкой: «Приравнять несанкционированное проникновение в подъезды многоквартирных домов к незаконному проникновению в жилища граждан».
Принять такую поправку следует безотлагательно, особенно учитывая реалии, в которых мы живем, – это проведение специальной военной операции, участившиеся покушения и теракты. Именно поправка призвана обеспечить и такой порядок, при котором табличка на подъезде с надписью «Частная территория» уже станет достаточным предупреждением об уголовно-правовой ответственности за сам факт проникновения в чужой подъезд при отсутствии подтвержденного права входа. Им будут обладать только собственники, зарегистрированные жители, санкционированные гости, обслуживающий персонал дома или квартир, почтальоны Почты России, сотрудники полиции, МЧС и представители иных служб при исполнении своих обязанностей.
А как тогда поступать с теми личностями, для которых, как говорится, закон не писан?
Квалифицирующими факторами для привлечения к ответственности в случае принятия поправки смогут служить:
– незаконный проход в подъезд посторонних одновременно с лицами, имеющими право на вход (перечислены выше);
– игнорирование посторонними лицами технических устройств, препятствующих доступу в подъезды, или предупреждающих надписей о запрете входа;
– получение доступа незаконным способом, включая подбор кодов и паролей к кодовым замкам и передачу их третьим лицам.
Необходимо иметь в виду, что предлагаемая законодательная инициатива направлена не только на превентивное снижение числа криминогенных ситуаций в подъездах домов и во вспомогательных помещениях. Она еще и поможет снизить расходы сектора ЖКХ на устранение последствий порчи имущества, будет способствовать выведению из серого сегмента значительной части рынка неучтенного арендного жилья.
Хочется верить, что предложенная поправка не только сможет уберечь от насилия и спасти чьи-то жизни, но и придаст людям чувство защищенности в столь тревожные нынешние времена.