Фото freepik.com
Бизнес-омбудсмен Борис Титов предложил внести в закон «Об оперативно-розыскной деятельности» изменения, в соответствии с которыми обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств должно в обязательном порядке согласовываться с органами прокуратуры. Однако следует отметить, что в настоящий момент прокурором и так в рамках его полномочий осуществляется надзор за оперативно-разыскной деятельностью с правом доступа к секретным материалам и возможностью ограничить «инициативы» правоохранителей. По сути, омбудсмен хочет усилить механизм, который и так работает. Увеличит ли это эффективность – пока что открытый вопрос.
Конституция РФ же в ст. 8, 34, 35 гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Положения Основного закона являются фундаментом делового и инвестиционного климата в России, создания условий для ведения бизнеса на принципах юридического равенства и добросовестности сторон, свободы договора и конкуренции, гарантий от незаконного и необоснованного вмешательства в деятельность коммерческих структур.
В повседневной жизни все сложнее. Защита предпринимателей от вовлечения в орбиту уголовного процесса, несмотря на все поручения главы государства о прекращении «давления на бизнес», остается актуальной проблемой. Исторически сложившийся обвинительный уклон отечественной судебно-следственной системы сложно переломить, несмотря на многочисленные федеральные законы, подзаконные акты, гарантирующие невмешательство в дела добросовестных бизнесменов.
На сегодняшний день самые наболевшие проблемы для коммерсантов – необоснованные переводы гражданско-правовых отношений в уголовную сферу и – как результат – дела о мошенничестве (ст. 159 УК РФ), присвоении или растрате (ст. 160 УК РФ). Аналогичная ситуация складывается и в сфере бухгалтерского аутсорсинга, когда предположения налоговиков о сомнительности сделок либо «подозрительный список контрагентов» дают повод органам внутренних дел возбуждать уголовные дела о незаконной банковской деятельности (ст. 172 УК РФ), легализации (отмывании) денежных средств (ст. 174 УК РФ), неуплате налогов (ст. 199 УК РФ), сокрытии денежных средств либо имущества организации, за счет которых должно производиться взыскание налогов (ст. 199.2 УК РФ).
В связи с увеличением турбулентности развития событий во внутренней политике России также произошли изменения.
С 1 января 2023 года вступили в силу изменения по условиям передачи материалов в Следственный комитет по налоговым преступлениям (Федеральный закон от 14.07.23 № 263-ФЗ). Ранее налоговый орган выставлял требование об уплате налогов; компании давалось два месяца на выплату. В случае отсутствия оплаты ФНС обязана была передать материалы правоохранителям. Теперь отсчет идет не от момента предъявления требования к уплате налога, а от момента вступления решения в силу. Если в течение 75 рабочих дней компания не уплатила недоимку, налоговики обязаны передать информацию в СКР.
В Госдуме на рассмотрении находится законопроект № 263208–8 о внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ в части установления ответственности за сбыт и представление в налоговые органы заведомо подложных счетов-фактур и налоговых деклараций. Законодателям предлагается ввести в УК РФ новую статью – 173.3 УК РФ.
По мнению инициаторов новеллы, необходимость криминализации вызвана имеющимися пробелами в законодательстве. Так, схема преступной деятельности заключается в том, что злоумышленниками приобретаются уставные документы организаций, зарегистрированных на подставных лиц, от имени которых осуществляется изготовление подложных счетов-фактур и налоговых деклараций, подтверждающих налоговые вычеты недобросовестных налогоплательщиков. Счета-фактуры и налоговые декларации сбываются заказчику либо по его поручению предоставляются в налоговые органы. По данным ФНС, в 2021 году таким образом были оформлены незаконные налоговые вычеты на сумму около 1 трлн руб.
Также рассматривается проект закона № 253849–8 о внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ об уточнении оснований избрания меры пресечения в виде заключения под стражу и продления сроков содержания под стражей в отношении субъектов предпринимательской деятельности и членов органов управления коммерческих организаций.
Предлагается в случае избрания меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого по «предпринимательским» статьям (ст. 159 ч. 1–4, 1591–1593, 1595, 1596, 160, 165 и 201 УК РФ) к материалам, направляемым в суд, прикладывать документы, содержащие сведения, что деяние совершено не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо не в связи с осуществлением им полномочий по управлению этой организацией или не в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности. Судам, в свою очередь, предписано в обязательном порядке рассматривать вопрос о применении меры пресечения, при которой фигуранту уголовного дела возможно будет продолжать вести бизнес.
Хочется обратить внимание, что, если даже риск избрания суровой меры пресечения в ходе досудебного производства по уголовному делу или назначения наказания, связанного с изоляцией от общества, является минимальным, предпринимателям не стоит обольщаться. Как правило, основной и конечной целью инициации проверок, проведения оперативно-разыскных мероприятий, возбуждения уголовных дел являются не персоналии, а активы компании. Довольно часто представители правоохранительных органов, пользуясь незнанием коммерсантов в сфере законодательства, ведомственных инструкций, злоупотребляют своими полномочиями и в конечном итоге разбалансируют или вообще блокируют нормальную работу организации.
Данные статистики по выявлению и регистрации преступлений в сфере экономики показывают стабильный рост. Общее число таковых нарушений в 2021 году стало максимальным с 2013 года и достигло 117,7 тыс. Это на 11,6% больше, чем в 2020-м, говорится в материалах МВД. Удельный вес этих злодеяний в общем числе зарегистрированных составил около 6%. Едва ли в этом случае есть корреляция с реальным ростом преступности, скорее всего можно вести речь о жонглировании официальными данными. Поэтому, исходя из опыта защиты предпринимателей по различным вопросам ведения бизнеса, мы прогнозируем рост числа доследственных проверок, уголовных дел в отношении них, оперативно-разыскных мероприятий, направленных не на пресечение преступной деятельности, а на ее «выявление».