Фото Reuters
Недавний крах двух крупных банков произвел сенсацию во всем мире. Чтобы защитить банки в США и Швейцарии, всего за одни выходные было мобилизовано более 250 млрд долл.
При этом подобных попыток прийти на выручку многочисленным развивающимся странам, едва справляющимся с чередой обрушивающихся на них кризисов, от климатических потрясений до пандемии COVID-19 и боевых действий в Украине (текст оригинала отредактирован согласно требованиям законодательства РФ. – «НГ»), не предпринимается. С ними обращаются так, как будто неудача – это приемлемый вариант развития событий.
Пандемия и неравномерное восстановление после нее сильно ударили по развивающимся странам. Развитые страны предприняли стимулирующие меры в сфере налоговой и кредитно-денежной политики, которые позволили инвестировать средства в восстановление экономики; к сегодняшнему дню большинство из них вернулись на траекторию роста, наблюдавшуюся до пандемии. Однако развивающиеся страны, столкнувшиеся с высокими расходами по займам и действующие в ограниченном бюджетном пространстве, не смогли последовать их примеру. На финансовых рынках они могут рассчитывать на процентные ставки, в восемь раз превышающие те, которые начисляются развитым странам, – и это долговая ловушка.
Климатический кризис продолжает бушевать, оказывая непропорционально большее воздействие на наименее развитые страны и малые островные государства. В то время как развитые страны могут финансировать меры адаптации и повышения жизнестойкости, развивающиеся не могут себе этого позволить. Между тем боевые действия в Украине (текст оригинала отредактирован согласно требованиям законодательства РФ. – «НГ») привели к обострению и ускорению общемирового кризиса стоимости жизни, ввергнув еще десятки миллионов людей в крайнюю нищету и голод.
60% стран с низким уровнем дохода – вдвое больше, чем в 2015 году, – в настоящее время подвержены высокому риску оказаться в долговом кризисе или уже переживают его. С 2020 года страны Африки тратят больше средств на обслуживание долга, чем на здравоохранение.
Хотя у каждой страны своя уникальная ситуация, имеющиеся проблемы носят системный характер, и их усугубляет разлаженная глобальная финансовая система, которая ориентирована на краткосрочную прибыль и зачастую приносит мало пользы.
У человечества остается все меньше и меньше времени, чтобы спасти Повестку дня на период до 2030 года и Цели устойчивого развития (ЦУР) – наш универсально согласованный план по обеспечению мира и процветания на здоровой планете. Шанс на построение мира, в котором каждый человек сможет иметь доступ к здравоохранению, образованию, достойной работе, чистому воздуху, воде и здоровой экологии, ускользает из-под пальцев.
По мере того как ширится разрыв между богатыми и бедными, мужчинами и женщинами, развивающимися и развитыми странами, мир, поделенный на имущих и неимущих, таит в себе явные и очевидные опасности для всех. В отсутствие безотлагательных и масштабных действий этот разрыв приведет не только к катастрофическому дефициту потенциала развития во многих странах, но и к разрушительному дефициту доверия во всем мире.
Именно поэтому я призываю Группу двадцати одобрить инициативу «Стимул ЦУР» – дабы увеличить объем доступного долгосрочного финансирования нуждающихся стран по крайней мере на 500 млрд долл. в год.
«Стимул ЦУР» направлен на увеличение объема долгосрочных инвестиций в устойчивое развитие, особенно в областях, где в наибольшей степени требуются преобразования: возобновляемые источники энергии, устойчивые продовольственные системы и цифровая революция. Развивающиеся страны нуждаются в финансовых ресурсах и технологиях, чтобы пройти эти переходные процессы с минимальными социальными потрясениями.
Для этого требуются действия по трем направлениям. Во-первых, мы должны решить проблему высокой стоимости долга и возрастающего риска долгового кризиса. Нам необходима новая инициатива по облегчению бремени задолженности и реструктуризации долга для всех стран, находящихся в зоне риска, – от наименее развитых до уязвимых стран со средним уровнем дохода.
В долговые инструменты должны быть включены положения на случай стихийных бедствий и пандемий, предусматривающие приостановление выплат во время кризиса. «Стимул ЦУР» также содержит призыв к разработке новаторских инструментов для замены долга на инвестиции в достижение ЦУР. Нам нужна новая долговая архитектура, чтобы эффективно работать в новой долговой реальности.
Во-вторых, мы должны увеличить объем долгосрочного льготного финансирования всех нуждающихся стран. Долгосрочные производственные капиталовложения в устойчивое развитие могут стать средством борьбы с климатическим кризисом, создания достойных рабочих мест, стимулирования роста и повышения жизнестойкости.
Многосторонние банки развития должны сыграть в такой инвестиционной деятельности конструктивную роль. Для наращивания своего потенциала кредитования им следует более эффективно использовать имеющийся капитал, опираясь на результаты проведенного Группой двадцати обзора достаточности собственных средств, наряду с вновь поступающим капиталом. ЦУР должны учитываться на всех этапах процесса кредитования.
Многосторонним банкам развития следует изменить свои бизнес-модели и взять на вооружение новый подход к рискам. Это включает в себя масштабное задействование своих средств для привлечения большего объема частного финансирования в развивающиеся страны.
В-третьих, мы должны увеличить резервное и чрезвычайное финансирование для нуждающихся стран. В прошлом году Международный валютный фонд выделил 650 млрд долл. в виде специальных прав заимствования (СПЗ) – главного общемирового механизма увеличения ликвидности во время кризисов. Исходя из действующих квот, развитые страны получили в 26 раз больше, чем наименее развитые страны, и в 13 раз больше, чем все страны Африки, вместе взятые.
Чрезвычайное финансирование должно автоматически направляться в наиболее нуждающиеся страны. Вместо этого оно способствует усугублению неравенства. «Стимул ЦУР» содержит призыв к конструктивному перераспределению неиспользованных СПЗ в пользу стран, которые в них нуждаются. Нам также следует переосмыслить роль СПЗ, особенно применительно к содействию устойчивым инвестициям.
Все эти предложения в настоящее время обсуждаются Группой двадцати, руководящими органами международных финансовых учреждений и в рамках инновационных процессов, включая Бриджтаунскую инициативу, возглавляемую премьер-министром Барбадоса Мией Амор Моттли, а также в Организации Объединенных Наций. «Стимул ЦУР» позволяет свести эти отдельные дискуссии воедино и содержит в себе призыв к более масштабным и незамедлительным действиям.
Обеспечить процветающее и надежное будущее для всех – это наш общий долг.
ЦУР – это путь к построению такого будущего, а «Стимул ЦУР» – это средство, которое поможет нам этого добиться.
Пришло время всему миру взяться за дело. Цели в области устойчивого развития слишком важны, чтобы потерпеть неудачу.