0
6478
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

13.04.2023 18:37:00

Как инвестиции обеспечат технологический суверенитет России

Задействовав все инструменты проектного финансирования, можно привлечь 15–20 триллионов рублей для развития экономики

Алексей Порошин

Об авторе: Алексей Иванович Порошин – член генсовета «Деловой России».

Тэги: проектное финансирование, фонды, инвестиции, технологический суверенитет


проектное финансирование, фонды, инвестиции, технологический суверенитет Фото Reuters

Каждый год в России реализуется около 30–40 тыс. инвестиционных проектов. Экономика страны все больше становится проектноориентированной, но каждый год ей не хватает капиталов. И постоянно говорится о том, что РФ нужно поставить экономику на инвестиционные рельсы.

Сейчас инвестиции составляют примерно 17% ВВП. Хотя ранее, в рамках пятилетнего плана, предполагалось, что накопленные инвестиции достигнут 25% российского ВВП. По прогнозам, ВВП к 2024 году должен был составить около 143,5 трлн руб. в номинальном исчислении. Накопленные инвестиции – примерно 36 трлн руб., из них инвестиции в основной капитал – 30 трлн руб., или 20% от ВВП. Понятно, что время скорректировало текущую ситуацию на рынке, и за последние три года дефицит инвестиций достиг 33 трлн руб.

На протяжении последних лет ежегодно происходит изъятие средств из экономики: бизнес и население размещают на депозиты около 7–10 трлн руб. По состоянию на 1 марта объем депозитов физических лиц составил 36,6 трлн руб., из них только 7,33 трлн руб. в иностранной валюте. Еще 46 трлн руб. – деньги юридических лиц, которые заняты в экономике. В общей сложности 82 трлн руб. сегодня лежат на депозитах коммерческих банков и не работают. Потому что при минимальной рентабельности на уровне инфляции (примерно 5%) они не способны двигать реальный сектор экономики.

При этом, надо понимать, банки в России – это расчетные институты развития, они не являются инвестиционными. Инвестиционные кредиты банков составляют всего около 1 трлн руб. Этого катастрофически мало. Если задействовать полностью инструменты проектного финансирования, то можно нарастить инвестиции на сумму 15–20 трлн руб. и тем самым профинансировать основные проекты технологического суверенитета.

Внесенная в правительство РФ таксономия проектов технологического суверенитета обеспечит создание конкурентоспособных промышленных и потребительских товаров по критически важным сегодня для России направлениям. Это замещение поставок материалов, переориентация экспорта в дружественные страны и замена поставок оборудования из недружественных стран.

И здесь ключевую роль должны играть банки, прежде всего крупные институты развития, которые сегодня сильно зарегулированы со стороны Центрального банка РФ (ЦБ РФ). Поэтому очень важно применить риск-чувствительный подход и снизить регуляторные требования по финансированию критической инфраструктуры для развития бизнеса.

В конце 2022 года правительство сформировало пул из 162 проектов по практическим направлениям на сумму 5,2 трлн руб. со сроком реализации до 2030 года. Из них планировалось предоставление 2,3 трлн руб. в виде льготных кредитов, а 2,9 трлн – средства инвесторов.

В рамках этого Минпромторг РФ определил критерии отбора приоритетной продукции для реализации программ импортозамещения: для обрабатывающей промышленности, для включения в отраслевые планы импортозамещения, для категорий продукции, где высока доля поставок из недружественных стран и т.д. Для реализации таких проектов ЦБ РФ должен снижать резерв при расчете достаточности капитала по финансированию таких приоритетных отраслей, чтобы попадать под максимально благоприятные режимы.

Для банков снижение так называемых риск-весов по требованиям означает возможность наращивать прежде всего новые источники процентного дохода. При текущих ограничениях роста капитала, при наличии дефицита капитала по принятию новых рисков банки должны быть заинтересованы и мотивированы финансировать данные проекты, за счет чего у них будет снижен норматив резервирования.

Все же основная проблема банков на протяжении последних лет – не нагрузка на капитал, а длинные долгосрочные деньги. Где их брать? Средства институциональных инвесторов остаются в крайнем дефиците, поэтому для финансирования таких проектов нужны деньги населения, которые размещены на депозитах в крупных банках.

Ситуация вообще складывается таким образом, что юридическим и физическим лицам некуда вкладываться. Депозиты не приносят дохода, фондовый рынок практически не работает, доступ к иностранным рынкам закрыт, облигационный сектор на текущий момент находится в стадии восстановления, поэтому государству нужно создавать доверительные надежные инструменты. Такими инструментами могут стать фонды акционерного капитала, о проработке вопроса создания которых уже заявляло Минэкономразвития РФ, а также их аналоги – фонды предпроектного финансирования. Через выкуп облигаций таких фондов население могло бы вкладывать деньги с гарантированным источником капитала на уровне хотя бы 15% годовых.

В условиях дефицита бюджета, когда государство максимально сокращает инвестиции, крайне необходимо создание таких фондов. Тем более сейчас, когда активно идет процесс импортозамещения. Количество инвестиционных проектов может увеличиваться практически в любой отрасли. Сегодня можно реализовывать сотни тысяч инвестиционных проектов на импортозамещении, и там как раз требуются фонды, которые смогут быстро подготовить предпроектную документацию, получить необходимые согласования, разрешения и выйти на этап реализации.

Но на данный момент при низком количестве реализуемых инвестиционных проектов главная проблема заключается в том, что банки требуют наличия собственного капитала до 30%, для инвесторов крупных проектов эта величина является нереализуемой. Самим банкам неинтересно финансировать инвестиционные проекты, потому что существуют риски дефолта, невозврата; им удобнее и выгоднее вкладываться в облигации федерального займа либо в деривативы и другие инструменты с той же доходностью, которую они могли бы получать, участвуя в инвестиционных проектах. 


Читайте также


Пекин вытесняет Вашингтон из Южной Америки

Пекин вытесняет Вашингтон из Южной Америки

Владимир Скосырев

Китай решил продемонстрировать, что для Бразилии он не просто инвестор, но и партнер

0
885
Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
2078
Продолжающиеся в Абхазии протесты осложняют отношения с Россией...

Продолжающиеся в Абхазии протесты осложняют отношения с Россией...

Светлана Гамова

Президентом Румынии может оказаться "русский шпион"

0
3757
Константин Ремчуков. На китайском телевидении начали показ 39-серийного фильма об отце Си Цзиньпина

Константин Ремчуков. На китайском телевидении начали показ 39-серийного фильма об отце Си Цзиньпина

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 11.11.24

0
7904

Другие новости