Фото агентства городских новостей "Москва"
Россия находится на переломном этапе формирования новых политических запросов со стороны граждан. Можно назвать происходящее политизацией, ведь впервые власть вмешивается в жизнь апатичных россиян, которые раньше старались держаться подальше от всего, что касается выборов. Но сначала в двери постучали военкомы с мобилизацией, потом – налоговая служба, так что многие очнулись ото сна и задались вопросом: а что сейчас происходит в стране? Этот вопрос можно было бы адресовать политическим партиям, но многие из них находятся в системном кризисе, так как старые смыслы и идеи перестали быть актуальными, а новые только нарождаются. В какой же точке бытия сегодня находится наша система власти?
Ландшафт будет меняться, и к 2026 году мы можем увидеть совершенно не тот расклад политических сил, который был нам привычен с 1990-х. В целом авторы приходят к выводу, что пока часть партий занята решением внутренних вопросов и не может выступать в качестве драйвера повестки обновления. К примеру, КПРФ и «Справедливая Россия – За правду» (СРЗП) находятся в состоянии внутреннего трансфера. Прогнозируется уход Геннадия Зюганова, которого может сменить кто-то из числа региональных лидеров. При этом в партии намечается собственный раскол – как на более системных игроков, близких к власти и ее повестке, так и на более радикальных, которые формируют для партии устойчивые высокие рейтинги. Лишившись своего оппозиционного гена, КПРФ рискует потерять идентичность, что может привести ее к слиянию с другими нишевыми проектами, такими как СРЗП и Партия пенсионеров.
Сергей Миронов, который в последнее время чересчур увлекся военной повесткой, уже сделал заявление об отказе от участия в президентской кампании, чем сильно подпортил имидж партии, и без того утратившей собственное лицо после слияния с прилепинской «За правду». Тяга к фотографированию с кувалдой отпугнула от партии ряд лидеров мнений и умеренный социально-демократический электорат, так что позиции эсэров начали значительно проседать. У партии есть перспектива возвращения к умеренно-левой повестке и привлечения той части левой интеллигенции, которая традиционно имеет антилиберальную направленность. Но пока перспектив для исполнения этой рекомендации не видно.
На правом фланге перемены также назрели. ЛДПР – пятое колесо для власти, которое приходится катить в горку после смерти ее драйвера Владимира Жириновского. На данный момент функционирование ЛДПР в прежней роли «партии разрешенного русского национализма» представляется проблемой, а не решением. Но на самом деле проблема не в ЛДПР, а в запрете на нормальный русский национализм в российской политике. При этом в обществе существует растущий запрос на легальный русский национализм, на новых русских правых в традиционном европейском понимании.
Все-таки у ЛДПР остается своя миссия. Президентские выборы 2024 года должны пройти на дружеской, но все же конкурентной основе. И тут соответствующую роль предстоит исполнить новому лидеру партии Леониду Слуцкому. Однако ЛДПР все еще партия «из 90-х», тогда как их конкуренты в лице «Новых людей» существенно меняют формат взаимодействия с избирателями.
Фактически это одна из немногих партий, которая дает альтернативный образ будущего, не связанный с откатом в прошлое, сохраняет курс на рыночную экономику, но при этом выступает с умеренно патриотических позиций. Интересно, что ранее «Правое дело», затем «Гражданская платформа», потом «Партия роста» – все эти проекты не смогли состояться как парламентская сила. А «Единая Россия» слишком тяжеловесна для смелых решений, необходимых на этапе противодействия западным санкциям.
Вообще большой вопрос, что именно нынешние партии предлагают на послезавтрашний день, чтобы помочь в ситуации пост-СВО нащупать какую-то новую парадигму взаимоотношений власти и народа, заключить новый социальный договор. В этом смысле мало какая из партий дает предложение своей парадигмы. Если ЕР старается выдерживать рамку, что все остается «как было», с небольшой поправкой на антизападные тренды, то «Новые люди» презентуют ряд своих идей, связанных с удержанием рыночной экономики, так называемую программу НЭП 2.0. Коммунисты и социалисты, напротив, предлагают возврат к командно-административному типу военной мобилизации – так называемому Госплану 2.0.
Кто из них сможет победить, заставив Кремль качнуться влево или вправо, до конца неясно. Если начало СВО было сопряжено с ожиданиями мобилизации экономики и даже национализацией ряда крупных бизнесов, то выступление президента Владимира Путина с Посланием Федеральному собранию РФ расставило точки над «i»: Россия остается рыночной демократией. С другой стороны, расслабляться рано, очевидно, что все еще может пойти по иному сценарию, а левые силы готовятся к президентской кампании именно с повесткой: «Back in USSR».