Библейский вопрос «камо грядеши?» возникает на финише рассмотрения в Госдуме проекта новой версии федерального закона о гражданстве РФ. Так и закон, который принимается, не пустячный, в нем определяются все отношения человека и государства, выражаемые в гражданстве. А как следует из Конституции, «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».
Законопроект был внесен в Госдуму президентом России 29 декабря 2021 года и 5 апреля 2022-го принят в первом чтении. Депутаты профильного комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками сейчас знакомятся с внесенными в текст 62 поправками. Ровно половина из них получила одобрение администрации президента и МВД РФ, другая половина не поддерживается этими ведомствами, ответственными за исполнение законодательства о гражданстве. Но законопроекту, прежде чем стать законом, предстоит пройти еще несколько фильтров. Профильный комитет должен утвердить две таблицы поправок, а потом слово будет еще и за Госдумой, которая любую поправку может вынести на голосование в ходе заседания. Так что депутаты могут отклонить какие-то рекомендованные поправки и, наоборот, внести в текст те, что комитет предложил отклонить.
После появления самого законопроекта в прессе было немало восторженных отзывов – и не без оснований. Но обращалось внимание и на нерешенные вопросы, которые много лет обсуждались в обществе: о гражданстве детей из смешанных семей; о гражданстве для соотечественников; для граждан СССР, родившихся в РСФСР, но не получивших признание гражданства в действующем с 2002 года законе. Последняя проблема обсуждалась и на страницах «НГ» (см. номер от 26.05.22).
Но и сегодня отрицательное отношение к этой поправке депутата Константина Затулина не изменилось. Также не поддерживается поправка Затулина о получении гражданства РФ супругом гражданина России даже тогда, когда их брак проверен временем. Предлагают решать этот вопрос только при наличии совместного малолетнего ребенка. Но если совместные дети выросли или длительный брак остается бездетным, то воссоединиться в гражданстве супругам не разрешают. По-прежнему не поддерживается и предложение о гражданстве для соотечественников, если они не связаны с госпрограммой по содействию добровольному переселению. Сможет ли депутат убедить коллег в необходимости своих поправок, покажет ближайшее время.
Однако надо сказать, что за прошедший год правительство и администрация президента сменили гнев на милость к нескольким предложениям депутатов Госдумы. Например, наконец одобрена многострадальная поправка о праве на российское гражданство детей из смешанных семей: для решения этого вопроса больше не будут требовать согласие родителя-иностранца. Также рекомендована к принятию поправка, благодаря которой ветераны Великой Отечественной войны и ветераны боевых действий смогут получать гражданство в течение трех месяцев, обратившись по месту жительства, а не через год и с согласия президента РФ, как первоначально предлагалось в проекте. Понимание встретила еще одна поправка, которая даст право на признание гражданства России не только военнослужащим советской или российской армии, которых развал страны застал за пределами страны, но и членам их семей – супругам и детям.
Однако остается и еще один очень серьезный вопрос, возникший при первом знакомстве с проектом нового закона о гражданстве, на него по сей день нет ответа. Он касается подходов к прекращению гражданства, основания и порядок которого заданы в ст. 22 законопроекта.
При анализе этой статьи нельзя обойти Конституцию РФ – правовой акт высшей силы и прямого действия. Из ее ст. 6 следует, что прекращение гражданства РФ у гражданина России может произойти только по его собственному волеизъявлению. И это основание утраты – выхода из гражданства указано первым в ст. 22 проекта. Также отвечает конституционному принципу, гласящему, что гражданство приобретается в соответствии с федеральным законом, такое основание для его прекращения, которое тоже есть в этой ст. 22, как предоставление лицом поддельных, подложных или недействительных документов либо сообщение им заведомо ложных сведений, послуживших основой решения о гражданстве. Если эти факты устанавливаются судом, то решение о гражданстве отменяется, а само оно прекращается. И очень важно, что в законопроекте предложен исчерпывающий перечень сведений, недостоверность которых может к этому привести. Такого ранее не было, но новый закон не позволит лишать гражданства РФ добропорядочных людей, например, за неполноту сведений о родственниках не первой линии. Примеров подобных трагедий немало в почте депутатов.
Оба названных выше основания прекращения гражданства вполне соответствуют принципам Основного закона. Но указанное вторым пунктом в ч. 1 ст. 22 прекращение гражданства за «совершение преступления (приготовление к преступлению или покушение на преступление)» вступает в явное противоречие с Конституцией. Поскольку очевидно, что это лишение гражданства РФ без воли на то гражданина. Таким лишением дополняют наказание, назначенное судом, при этом нарушая гарантию Конституции о том, что «гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства». И неконституционность подобного дополнительного наказания не уменьшается от того, что обвинение в преступлении выносится решением суда, которое может быть обжаловано. При этом не имеет принципиального значения количество статей УК, за осуждение по которым предлагают лишать гражданства РФ, хотя, кстати, их число внесенными поправками увеличивается с 35 в первоначальной редакции до 94. Потому что сколько бы ни было статей, осуждение по ним не должно быть основанием для лишения гражданства без согласия на то гражданина. Прекращение гражданства РФ из-за осуждения по перечню статей УК грозит не всем гражданам, а только тем, кто приобрел гражданство в результате приема или признания на основании федерального конституционного закона, международного договора РФ. Получившие гражданство по рождению такой экзекуции не подвергаются. Так что трепещите, новые граждане из новых регионов страны!
Это еще одно, но не последнее нарушение конституционных принципов, в соответствии с которыми гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований приобретения, каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами, несет равные обязанности. Но даже более вызывающим антиконституционным предложением является поправка, которая предлагает лишать гражданства за «совершение действий, создающих угрозу национальной безопасности». Тут тоже согласия гражданина, конечно, не требуется, эта мера также распространяется лишь на тех, кто приобрел гражданство РФ. Однако в этом случае попираются нормы не только вышеназванной ст. 6 Конституции. Определять, что гражданин совершил действия, создающие угрозу нацбезопасности, будет не суд, а орган ФСБ, по заключению которого, направленному в орган МВД, то есть без следствия и суда, у заподозренного гражданина и будет аннулироваться гражданство. А как же быть со ст. 46 Конституции, которая гласит, что «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»?
Думаю, что и в условиях «осажденного лагеря» не следует нарушать законов, тем более – Основного. Так что для снятия проблем с неконституционностью новаций по гражданству есть один правовой выход – изменять Конституцию. Можно было бы, например, внести поправку в ч. 3 ст. 6, изложив ее в такой редакции: «Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его, если иное не предусмотрено федеральным законом». Правда, в ст. 135 Конституции указано, что Федеральное собрание не может изменять положения глав 1, 2 и 9, к которым и относятся принципы гражданства и право на судебную защиту. Однако если предложение о пересмотре этих принципов все-таки будет поддержано тремя пятыми Совета Федерации и Госдумы, то будет созвано Конституционное собрание, которое сможет решить любые вопросы, хотя потом их придется подтверждать федеральным референдумом.
Но ведь это как раз и даст понятный ответ на стародавнее «камо грядеши?». n