0
6290
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

29.03.2023 18:27:00

Методичка по пропаганде традиционных скреп

Годится ли программа "Семьеведение" для повсеместного использования в школах

Тэги: традиционные семейные ценности, школа, пособие, семьеведение, мнение


традиционные семейные ценности, школа, пособие, семьеведение, мнение Фото freepik.com

Институт изучения детства, семьи и воспитания и АНО «Азбука семьи» выпустят пособие для подростков. Его цель, по замыслу создателей, – укрепление традиционных семейных ценностей среди молодежи. Школьники и студенты смогут найти там советы по построению межличностных отношений. Планируется, что пособие станет частью программы «Семьеведение» для образовательных организаций и будет состоять из печатной версии и видеоуроков.

Сразу оговоримся: Институт изучения детства, семьи и воспитания вовсе не академическое учреждение и в систему исследовательских организаций Российской академии образования (РАО) не входит. Хотя его история началась в 1960 году с создания Научно-исследовательского института дошкольного воспитания при Академии педагогических наук РСФСР. Основателем и первым директором этого учреждения стал советский психолог, доктор педагогических наук Александр Запорожец. В 1992 году НИИ был переименован в Исследовательский центр семьи и детства. С 1998 по 2004 год научная организация носила название Институт дошкольного образования и семейного воспитания. Затем его еще несколько раз переименовывали.

И вот этот институт выпускает пособие для подростков. Его целью, как заявляют авторы, станет «укрепление традиционных семейных ценностей молодежи». Школьники и студенты учреждений среднего профессионального образования получат «помощь в таких вопросах, как: самоопределение; отношения детей и родителей; детские психологические травмы; формирование здоровых отношений между парнями и девушками, направленных на создание брака, рождение и воспитание детей; семейные ценности». Пособие создано, как сообщают организаторы на своем сайте, при участии команды подростков на базе исследований мнения целевой аудитории и призвано ответить на вопросы, которые «тревожат молодых людей, но часто замалчиваются, так как не все подростки обсуждают их с родителями». Именно поэтому работа с юным поколением по формированию традиционных семейных ценностей и подготовке к будущей семейной жизни, рождению и воспитанию детей сегодня необходима.

«Из мониторинга ценностных ориентаций молодежи, который проводит Институт воспитания два раза в год, мы, к сожалению, констатируем довольно низкое желание создавать семью и заводить детей, что является существенной демографической проблемой, – отмечает директор Института изучения детства, семьи и воспитания Наталья Агре. – Стратегически важно воспитывать поколение с детского сада таким образом, чтобы формировать предпосылки для создания семьи и ее сохранения, что тоже требует большой работы. Поэтому одними из главных инструментов реализации программы воспитания для всех уровней образования являются методические пособия для родителей и педагогов, а для учреждений среднего профессионального образования должны таковыми стать программы по семьеведению. Проект такой программы уже разработан институтом и сейчас будет проходить апробацию».

24 марта тематический план пособия представили на первом заседании рабочей группы по разработке предложений о внедрении в школьную программу уроков семьеведения. Заседание прошло в комитете Государственной думы по вопросам семьи, женщин и детей.

Можно было бы проигнорировать очередную инициативу в области образования, тем более что количество их уже зашкаливает. Но есть одно обстоятельство, которое заставляет внимательнее присмотреться к этой инициативе. Дело в том, что институт работает под эгидой Министерства просвещения РФ. Вероятность того, что семьеведение все-таки появится в отечественной школе, весьма велика.

Заметим, что идея введения в школах уроков семьеведения циркулирует в кулуарах организаций, принимающих решения, не первый год. Активно – с 2014 года. Выдвинута она еще в те времена, когда в России зачастую ориентировались на зарубежные образовательные программы. Тема была подхвачена некоторыми нашими раскрученными психологами. И они в основном напирали на темы, популярные в обществе: элементарные правила знакомства, распознавание потенциального партнера и т.д. Кто-то говорил, что на таких уроках надо поднимать тему контрацепции. Врачи больше ориентировались на то, что современная молодежь владеет искаженной, извращенной информацией о половой жизни. Кое-где в регионах подобные курсы уже успели ввести в качестве факультативных занятий. Для апробации. Но вопрос широкого внедрения подобной программы не ставился и не обсуждался…

И вот уже изданы и «готовятся к внедрению в школах» программы.

Даже если опустить вопрос необходимости проведения в школе уроков по таким предметам, возникает очень аргументированное сомнение: а кто будет все это семьеведение преподавать? Учебник написать можно, но кто придет в школы говорить на подобные щепетильные темы? А если преподаватель вдовец или в разводе? Или принципиальный женоненавистник? Или не менее принципиальный сторонник субкультуры чайлдфри? Не открываем ли мы самый настоящий ящик Пандоры?

Какими бы благородными ни были цели наших отечественных инициаторов проекта, мы отчетливо понимаем, что со временем меняются люди, страны, концепции. Похоже, отечественная педагогическая бюрократия не вполне понимает и разбирается в психологии старших школьников. Никто пока еще не отменял и юношеский максимализм. А ведь тут не только психология, тут и пик сугубо физиологической перестройки организма юношей и девушек. Поэтому желательно не инициировать подобные уроки вообще. Убирать их потом будет проблематично. В этом смысле, наверное, отчасти права научный руководитель по лицейским программам Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Наталия Любомирская, которая заявляет, что такой курс в принципе школьникам не нужен. Школа не может и не должна вмешиваться в дела семьи. 


Читайте также


Фемида слепо верит экспертизе

Фемида слепо верит экспертизе

Екатерина Трифонова

Суды неохотно проверяют заключения назначенных специалистов

0
575
Контрольные работы занимают до 35% учебного времени

Контрольные работы занимают до 35% учебного времени

Елена Герасимова

Психологи уже всерьез говорят о состоянии постоянного стресса у детей

0
1265
Зачем нужны единые учебники

Зачем нужны единые учебники

Игорь Аглицкий

Методички и пособия не просто приложение к педагогу, а необходимый элемент образовательного процесса

0
1056
На адвокатов давит "тайна следствия"

На адвокатов давит "тайна следствия"

Екатерина Трифонова

Неугодных защитников могут подвергнуть уголовному преследованию

0
1680

Другие новости