0
8412
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

19.03.2023 19:11:00

Чем ордер МУС грозит России

Москва может недооценить разворот против нее "гуманитарного права"

Алексей Фененко

Об авторе: Алексей Валериевич Фененко – доктор политических наук, профессор кафедры международной безопасности факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова.

Тэги: мус, персональные санкции, ордер, путин, львова белова, украинский кризис, сво, международное право

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

мус, персональные санкции, ордер, путин, львова белова, украинский кризис, сво, международное право Скриншот видео Reuters

17 марта Международный уголовный суд (МУС) выдал ордер на арест президента России Владимира Путина и уполномоченного при президенте по правам ребенка Марии Львовой-Беловой. В нем утверждается, что они якобы могут быть причастны к «военным преступлениям, заключающимся в незаконной депортации населения», в том числе детей, и их незаконном перемещении в Россию. Реакция российской стороны была спокойно-негативной. Официальный представитель МИДа Мария Захарова и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявили, что Россия не является участником Римского статута МУС, обязательств по нему не несет и с ним не сотрудничает.

Однако недооценивать опасность для нашей страны не следует. За минувшие 30 лет США и страны ЕС проводили реформу международного гуманитарного права в выгодном для себя ключе. Она состояла из трех основных компонентов. Первая – создание серии всевозможных международных трибуналов по расследованию военных преступлений в конфликтах вроде бывшей Югославии или Руанды. Вторая – проведение судебных процессов над лидерами суверенных государств, чтобы ни один (даже самый проамериканский) не чувствовал себя в безопасности. Третья – введение персональных санкций против лидеров и чиновников различных стран, чтобы получить возможность провести их арест в любое время и в любом месте.

Россия изначально была заявлена «большой семеркой» как объект применения подобной системы. Еще в 1995 году в странах ЕС заговорили о возможности организации международного трибунала по расследованию «гуманитарной катастрофы» в Чечне. К 2000 году тема осуждения России за нарушения прав человека в Чечне вышла на уровень резолюций европейских структур и НАТО. После грузинской войны 2008-го в США еще год поднимались вопросы организации международного трибунала то ли по «российским преступлениям» в Грузии, то ли за «геноцид» черкесов или адыгов в XIX веке. Ну, а в период российской операции в Сирии призывы расследовать «военные преступления» звучали уже на уровне Госдепартамента, Европарламента, Совета Европы и Лиги арабских государств.

Одновременно США и отчасти страны ЕС стали вводить практику осуждения российских бизнесменов за коррупцию и «финансовые преступления». В нашей стране на волне приватизации 1990-х многие аплодировали этим действиям Запада. Но англосаксонское право – право прецедентное. Если это можно сделать с полукриминальными (или объявленными таковыми) людьми, то завтра это можно будет сделать с кем угодно из представителей бизнеса, а послезавтра – и с кем-то из чиновников. «Дело Бородина» было призвано доказать, что любой высокопоставленный российский чиновник может быть арестован.

В России часто утешали себя, что это – то ли предвыборная борьба в США, то ли интересы бизнес-элит, то ли «русская тема стала частью внутренней политики в Америке». А американцы не скрывали своей стратегической цели – арест российского президента или премьера, проведение над ним международного процесса с одновременной постановкой вопроса о праве России иметь ядерное оружие и быть постоянным членом Совета Безопасности ООН.

Нынешний шаг МУС – всего лишь очередной пробный шар для реализации этой стратегии. Ордер МУС преследует несколько целей. Он призван показать Кремлю: захотим – устроим судебный процесс. Он создает возможность давления на российское правительство: вас могут арестовать везде как «пособников». Он призван ограничить возможности передвижения российской элиты: «Подумайте, ехать ли, если могут арестовать». А главное – ордер должен продемонстрировать уязвимость российского президента, если он выедет с визитом в другую страну и если в будущем сменится власть в РФ.

Есть и другой компонент в такой стратегии. Цель США и их союзников – показать, что президента России они воспринимают в одном ряду с «проблемными» лидерами вроде Башара Асада и Роберта Мугабе. В худшем случае – вроде Саддама Хусейна или Слободана Милошевича. Запад хочет продемонстрировать, что президент России уязвим для их правовой системы, а западные лидеры для российской – нет. Следовательно, и статус России как уязвимого государства несопоставим с их статусом – стран, решающих, над кем проводить международный процесс. Наконец, американцы давно, а в последние 10 лет и французы, мечтают об изгнании России из Совбеза ООН. Сценарии изгнания разрабатывались примерно с 1995 года. Популярным вариантом был историко-политический: уравнять сталинизм и нацизм и зафиксировать на международно-правовом уровне тезис об одинаковой вине Германии и СССР за Вторую мировую войну. Допускался и вариант «новой декоммунизации» России с постановкой вопроса о том, что делает РФ в Совбезе, если она не правопреемник СССР. Но лучшим вариантом было обвинение России в совершении неких гуманитарных преступлений и вынесение вопроса о ее праве находиться в Совбезе ООН.

Мы часто склонны недооценивать подобный сценарий «гуманитарной агрессии». Но аргумент «этого не может быть потому, что не может быть никогда» весьма опасен. Представим себе сценарий: несколько высокопоставленных чиновников России арестованы в неких странах, три постоянных члена Совбеза (США, Британия и Франция) голосуют за приостановку членства России, а КНР воздержалась, исходя, например, из «экономических интересов». Несмотря на все возмущения, США отказываются предоставить визы российским дипломатам. На заседание Генассамблеи ООН будут вынесены, например, две резолюции: «Об одинаковой ответственности коммунизма и нацизма за развязывание Второй мировой войны» и «О временной приостановке членства России в Совете Безопасности ООН до окончания расследования». Ссылки на право здесь не помогут: США способны отказать российским дипломатам в визах, ссылаясь на согласие выполнять решения Генассамблеи ООН.

Этот негативный сценарий – один из немногих, который может ожидать нашу страну в недалеком будущем. Готовиться к его отражению необходимо начинать уже сейчас, а по большому счету, это следовало бы делать начиная с 2009 года. Главным компонентом подготовки должен стать отказ России от горбачевского принципа приоритета международного права над российским. (США – классический пример страны, постулирующей приоритет внутреннего права над международным.) Попытки сохранить приоритеты международного права в каких-то областях приведут лишь к созданию задела для наступления на Россию в этой сфере. Надеяться на то, что Запад «остынет», не стоит. 

 


Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
928
Президент России Владимир Путин поздравил Константина Ремчукова с 70-летием

Президент России Владимир Путин поздравил Константина Ремчукова с 70-летием

0
733
Региональная политика 18-21 ноября в зеркале Telegram

Региональная политика 18-21 ноября в зеркале Telegram

0
247
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1757

Другие новости