Фото Reuters
Российские СМИ с интересом следят за подготовкой к президентским выборам в Турции, которые запланированы на 14 мая. Хотя Реджеп Тайип Эрдоган еще производит впечатление на РФ, среди турецких избирателей он теряет свою популярность. Средние показатели всех за последние шесть месяцев опросов общественного мнения показывают, что голоса коалиционных партий, формирующие правительство, не превысят 40% от всего количества.
Во втором туре президентских выборов может победить коалиция, сформированная в большей части наиболее популярной социал-демократической, кемалистской Республиканской народной партией (СНР) и четырьмя правоцентристскими партиями. Второй тур президентских выборов, вероятно, пройдет между кандидатами от оппозиции Кемалем Кылычдароглу и Реджепом Тайипом Эрдоганом. Народно-демократическая партия (HDP) с избирательным потенциалом около 13% – левая и заботится о правах меньшинств, среди которых, например, этнические курды. Можно прогнозировать, что избиратели HDP во втором туре проголосуют за социал-демократов. В той точке, которая достигнута в турецкой политике, если противники Эрдогана (по оценкам опросов, их около 55–60%) смогут объединиться, это определит исход выборов и пост президента займет другой политик.
В случае смены власти каких изменений следует ожидать в российско-турецких отношениях? С начала арабской весны турецкий президент активно поддержал стратегию всей деятельности «Братьев-мусульман» (террористическая организация, запрещена в РФ) на Ближнем Востоке. В этом процессе были периоды серьезного напряжения с Кремлем, особенно по поводу ситуации в Сирии и частично в Ливии. Ихванистский подход (ихваны – «Братья-мусульмане») на Ближнем Востоке и туранский подход в Центральной Азии вызвали доктринальные изменения во внешней политике Турецкой Республики. Агрессивное пантюркистское движение активизировалось в Средней Азии. Мы были свидетелями еженедельных изменений стратегии и зигзагообразной политики администрации Эрдогана. В этот период начался нарастающий процесс изоляции Турции во внешней политике.
Были ли эти новые подходы собственной инициативой Анкары? Отмена проекта «Большой Ближний Восток» Соединенными Штатами Америки стала концом идеологии «Братьев-мусульман». Анкара принялась искать новых союзников. В 2016 году попытка государственного переворота, приписанного Фетхуллаху Гюлену, положила начало сближению Эрдогана с Великобританией. Тесные отношения Ричарда Мура, в то время посла Великобритании в Турции, с кадрами Эрдогана хорошо известны. После сорванного переворота политическая и военно-техническая поддержка администрации Эрдогана Лондоном продолжалась и достигла нового уровня после того, как Мур был избран главой МИ-6. 16 марта 2021 года Соединенное Королевство опубликовало свое «всеобъемлющее видение» взаимодействия с миром после брекзита под названием «Глобальная Британия» (Global Britan). В этом проекте, созданном при участии Мура, отношения двух стран были обозначены как «союзничество».
Как можно понять, политика Турции в новый период будет определяться путем достижения «общего согласия сторон», которые, как ожидается, сформируют правительство. На первый план выходит имя Унала Чевикоза, посла в отставке, депутата Великого национального собрания Турции и главного советника председателя CHP по внешней политике. Скорее всего со сменой власти Чевикоз будет играть ведущую роль во внешней политике. Начавший свою дипломатическую карьеру в Москве в 1981 году, он является одним из самых опытных дипломатов Турции, много лет работавшим в России и на Кавказе. Выступление бывшего дипломата на Примаковских чтениях в Москве 6–7 декабря 2022 года весьма интересно и служит ресурсом для оценки возможных изменений в турецко-российских отношениях. Чевикоз заявил, что Турция возьмет курс в сторону Европы и что основной политической целью будет интеграция с Евросоюзом, но Анкара продолжит внимательно следить и за развивающимися событиями в Евразийском регионе. С этой точки зрения можно прогнозировать снижение уровня политического и военного сотрудничества с Великобританией в пользу стран ЕС.
Одним из важных вопросов, который определит будущее двусторонних отношений Анкары и Москвы, станет проект превращения Турции в газораспределительный центр. Идея, выдвинутая президентом РФ Владимиром Путиным, была одобрена правительством Эрдогана. Унал Чевикоз не раз заявлял, что возможное новое правительство поддержит проект, если будет спрос на газ в Европе. На 2023 год азербайджанский газ для Турции дороже российского. Из-за ущерба, вызванного землетрясением, Анкара скорее всего попросит у своего «союзника» Азербайджана разумную скидку на газ (вероятно, стараясь довести цены до уровня углеводородов из России). Если Баку отклонит эту просьбу, выбор поставщика газа может измениться в пользу РФ.
Еще одним важным изменением должно стать восстановление межведомственных связей с Россией, которые Эрдоган разрушил. Вместо периода межпрезидентских отношений, исключающих министерства иностранных дел и дипломатов, наступит время, когда профессионалы смогут опять выполнять свою работу.
В новый период Анкара откажется от еженедельных внешнеполитических изменений и авантюрных проектов администрации Эрдогана. Новое правительство будет стремиться установить долгосрочные, стабильные, стратегические отношения с Москвой.
На политику Турции в отношении других стран будут влиять прежде всего события на Ближнем Востоке и Кавказе. Подход Анкары к Сирии вернется к своим довоенным позициям – для решения проблемы будет установлена прямая связь между Дамаском и Анкарой и предприняты необходимые шаги для защиты территориальной целостности Сирии. Наладить отношения с Египтом будет легко, учитывая, что Турция перестанет вмешиваться во внутренние дела этой страны. О том, чтобы новое правительство поддерживало протесты и сепаратистские дискурсы, не может быть и речи.
На Кавказе для обеспечения устойчивой стабильности задействуют механизмы с участием России. В этом процессе не следует ожидать каких-либо изменений в политике Турции в отношении Азербайджана: Анкара и впредь будет безоговорочно поддерживать Баку. А в случае с Грузией можно ожидать, что прежде безоговорочная поддержка стратегии Тбилиси со стороны Анкары будет снижена до разумного уровня. Процесс нормализации отношений с Арменией важен для стабильности в регионе. По-видимому, в этот период между странами будут установлены дипломатические отношения. С Ираном же Турция не конфликтовала уже 400 лет и не будет при новом правительстве.
Анкара