Фото Reuters
Изгнание монахов Украинской православной церкви (УПЦ) из Киево-Печерской лавры было ожидаемым с тех пор, как 22 ноября прошлого года в монастыре прошли первые обыски силами Службы безопасности Украины (СБУ). Но трудно было предполагать, что процесс достигнет кульминации так скоро и руководство Украины поступит так бескомпромиссно. Еще в ноябре президент Владимир Зеленский на встрече с журналистами говорил об осторожности в церковных вопросах и о том, что если есть нарушения закона, то религиозная организация не должна нести коллективную ответственность.
Однако в минувшую пятницу руководство национального заповедника «Киево-Печерская лавра» объявило, что монахи должны покинуть помещения монастыря до 29 марта в связи с расторжением договора аренды. В качестве обоснования приводятся решения Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины, согласно которым УПЦ нарушала правила пользования религиозным комплексом.
В публикации на сайте заповедника не уточняется, какие именно нарушения происходили. По результатам расследований СНБО известно только, что правоохранители обнаружили в УПЦ священнослужителей с гражданством РФ и литературу, которую с большой натяжкой можно назвать «пророссийской». Еще звучат предположения, что повод для претензий чиновников дали злоупотребления настоятеля монастыря митрополита Павла (Лебедя). Митрополит и вправду был притчей во языцех еще в те годы, когда влияние УПЦ в Украине казалось незыблемым. Однако руководство заповедника не приводит и обвинений в адрес Лебедя. Поэтому решение выселить монахов выглядит со стороны сомнительным и политизированным.
Именно так его и представляют в Московском патриархате, обращаясь к мировой общественности с просьбой о помощи УПЦ, которая, напомним, еще в мае 2022 года публично объявила о разрыве единства с РПЦ. Патриарх Кирилл направил послания духовным лидерам Запада, в том числе примасу Церкви Англии архиепископу Кентерберийскому Джастину Уэлби. «Лишь во времена господства воинствующей атеистической власти в ХХ столетии монашествующих Киево-Печерской лавры изгоняли из монастыря», – говорится в посланиях главы РПЦ. Интересно эти строки сопоставить с воспоминаниями о том, как советская власть возвращала лавру Русской православной церкви. Андрей Кураев опубликовал в соцсетях архивную фотографию 1988 года, на которой запечатлен момент объявления о возвращении монастыря. На снимке – Киевский митрополит Филарет (Денисенко), Львовский архиепископ Макарий (Малетич) и тогдашний архиепископ Кентерберийский Роберт Ранси.
Действительно, символичный кадр, отражающий противоречия новейшей истории и неразрывно связанной с ней судьбы православной церкви. Пройдет всего несколько лет после торжеств, связанных с 1000-летием Крещения Руси, и главные действующие лица возрождения церкви разойдутся в разные стороны. Филарета не изберут патриархом всея Руси, он обидится и станет у истоков «незалежной» церкви, претендующей на национальный статус. Макарий еще раньше уйдет к тогдашним, тогда еще маргинальным автокефалистам, чтобы потом участвовать в создании Православной церкви Украины (ПЦУ), которой теперь, вероятно, и отдадут опустевшие лаврские кельи.
Но особенно символична роль Англиканской церкви. На протяжении десятилетий советской борьбы с религией западные христиане требовали от СССР гарантий свободы совести. Во многом благодаря Англии и Ватикану православная церковь триумфально вернула свои позиции в обществе – чтобы спустя несколько лет пойти по пути размежевания вслед за республиками – наследницами советского государства.
Восстановление свободы вероисповедания стало одним из важнейших достижений перестройки в СССР. Но главной ее целью было сделать Советский Союз единым демократическим пространством. В 1988 году задача встраивания большой страны в единый «европейский дом» соответствовала интересам Запада. Но потом, как говорится, что-то «пошло не так». Вместо общего демократического пространства не без одобрения Запада образовалось полтора десятка не очень демократических государств, и почти все они имеют территориальные претензии друг к другу.
Этот драматичный поворот стал фатальным для церкви. Вместо того чтобы быть символом свободы совести и мнений, она превратилась в инструмент политической борьбы. Когда исповедующие одну религию народы разделяются по политическим мотивам, они неизбежно отбрасывают духовный универсализм и ищут в религиозной традиции оправдание злобе дня. Тогда же религиозные организации в каждой из получивших независимость славянских стран потребовали свою долю в управлении нациями.
В каком-то смысле обращение патриарха Кирилла к лидерам западного христианства закономерно и справедливо. Они в ответе за тех, кого долго приучали к мысли, что их свобода представляет собой непреходящую и неотчуждаемую ценность. Теперь же оказывается, что западные церкви – и в большой мере это касается англикан – берут сторону одной из частей когда-то единой духовной традиции, а главное – провоцируют духовенство на националистическую вульгаризацию.
За последствия этой славянской междоусобицы западным церквам тоже придется когда-нибудь отвечать своим авторитетом и доверием людей. А последствия могут быть трагическими. Председатель Информационно-просветительского отдела УПЦ митрополит Климент (Вечеря) заявил, что у выселения монахов нет юридических оснований. В сообщении руководства заповедника он не видит обоснований для обвинения религиозного объединения в нарушении условий аренды. Митрополит не говорит прямо, но отказ выселяться может означать, что монахи попадут в осаду. Украинские Telegram-каналы сообщали в эти дни, ссылаясь на неназванные источники в офисе президента Украины, что власти готовы применить силу.
Кроме того, чиновники готовят ревизию мощей святых, о чем в субботу сообщил министр культуры и информационной политики Украины Александр Ткаченко. Такие ревизии были и раньше, но тогда это не происходило в столь конфликтном контексте. Манипуляции ревизоров с мощами могут вызвать обвинения в кощунстве и вывести конфликт на новый уровень, подлить масла в огонь «священной войны», тема которой в определенных кругах обсуждается уже почти год.
Но, может быть, обострения и не случится. Не исключено, что УПЦ капитулирует перед мощью государств, подчинится требованиям политиков и чиновников. А со временем некоторые члены братии вернутся в свои кельи, но уже в качестве представителей ПЦУ.
Любой исход станет калькой для роли религии в народной жизни. Если главное – духовные ценности, то верность убеждениям должна оказаться важнее политической прихоти государственных администраторов. А если горние идеалы окажутся миражом и национальная идея докажет свое превосходство над объединяющим началом веры, то станет понятно, что планы духовного возрождения тридцатилетней давности были не чем иным, как прекраснодушными мечтами, говоря по-украински, «мрией».