Фото Александра Авилова / Агентство «Москва»
На дворе весна. А это значит, что у противников ЕГЭ очередное обострение. Обострение ненависти к ЕГЭ с требованием его отменить. Сразу и сейчас. Не буду с ними спорить. На этот раз пойдем, как принято в математике, от противного. Посмотрим, что может быть, если ЕГЭ отменят. Я вижу три сценария.
Сценарий первый. В школе остаются какие-то выпускные экзамены, но они никак не влияют на прием в университеты. Прием в вузы осуществляется на основе результатов экзаменов, проводимых вузами. Добрая старая советская система экзаменов.
Тут есть два варианта. Первый – экзамены по-прежнему единые и государственные, но только теперь в вузах. А стоит ли ломать исправный велосипед, чтобы его потом снова изобретать? Второй вариант – экзамены в каждом вузе свои. Это инновация, но годится ли она сегодня?
Возможно, что через некоторое время такая система может быть отлажена. Но вот сейчас и сразу вряд ли. Во-первых, кто будет разрабатывать материалы для этих экзаменов? Много ли институтских педагогов досконально знают школьную программу? Во-вторых, кто будет обеспечивать аудитории, защиту от списывания и других методов недобросовестной сдачи этих экзаменов? И, наконец, кто за все это будет платить?
Я допускаю, что лучшие вузы страны с опытом проведения дополнительных внутренних испытаний (например, МГУ им. М.В. Ломоносова) могут обеспечить необходимые материалы и условия прямо сейчас. Но это не означает, что любой российский вуз сможет справиться с задачей. В любом случае нужна реальная программа перехода, а не просто декларативный призыв отменить ЕГЭ.
И еще один экономический аспект. Не секрет, что к ЕГЭ часто готовят школьные учителя. Также не секрет, что репетиторство для этих учителей составляет значительную часть их заработка. К экзаменам в университетах по особым университетским программам школьные учителя в массе вряд ли хорошо подготовят. Там будут другие репетиторы. Те, кто в университетах работает и знает «правила игры».
Полагаю, что, оставшись без приработка, часть школьных учителей покинет школу в поисках немного лучшей жизни. Думаю, что в первую очередь побегут математики, информатики и филологи. На самом деле учителей по этим предметам не хватает уже сегодня. Не везде, но кое-где это уже факт. Конечно, ушедших учителей можно заменить. Но никто не гарантирует, что замена получится полноценной.
И вишенкой на торте становится проблема проживания иногородних абитуриентов и их родителей на время сдачи новых экзаменов. Таким образом, наиболее реальный сценарий отказа от ЕГЭ пока не вполне продуман и не совсем реален.
Сценарий второй. ЕГЭ отменен, а пропуском в вуз служат средний балл аттестата, портфолио, спортивные и общественные достижения и дальше бла-бла-бла по списку. Это уже работает в России для колледжей, куда поступают после 9-го класса. Я даже не хочу доказывать, что во многих школьных оценках присутствует субъективность ввиду человеческого фактора. Хотя все мы знаем «полную беспристрастность» наших учителей.
Но вот проболел ученик. Или где-то находился с родителями долгое время. В школе многое пропустил. В результате средний балл 3,5 и… «волчий билет». Другой вариант: в математике ученик побеждает на олимпиадах, а в литературе и обществознании – двоечник. Выведем средний балл. Сложим 5 и 2. Поделим на 2. Снова 3,5. ЕГЭ можно через год пересдать. Зато аттестат исправить вряд ли возможно.
Сценарий третий. Поступление в вуз осуществляется на базе суммы баллов на институтских вступительных экзаменах и среднего балла школьного аттестата. Такое тоже уже было. По крайней мере в 1974 году, когда я поступал в институт. Метод в целом неплохой, но включает в себя проблемы первого и второго сценариев.
Очевидно, что «готовые» сценарии немедленного отказа от ЕГЭ и перехода к новым правилам (и к новой системе) вступительных испытаний в вузы пока не очень готовы. Возможно, есть варианты лучше, чем я описал, но в открытых публикациях я их не встречал.