0
7302
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

01.03.2023 20:19:00

Кого защищает "ЧВК Рёдан"

Геополитические трансформации способствуют появлению новых субкультур

Андрей Пилипенко

Об авторе: Андрей Сергеевич Пилипенко – клинический психолог.

Тэги: неформальные группы, новая субкультура, чвк рдан, подростки, общество, редан, скандал


неформальные группы, новая субкультура, чвк рёдан, подростки, общество, редан, скандал Кадр из Геней рёдан аниме

После стычек подростков в торговых центрах (столичных и не только) в феврале российское общество узнало о существовании новой субкультуры – «ЧВК Рёдан». Возникновение подобных неформальных групп происходит стихийно, в результате постепенного сплочения микрогрупп, образовавшихся на основе приятельских чувств и личных симпатий в ходе социального общения. В случае с «Рёданом» к возникновению субкультуры привело сразу несколько факторов: геополитическая обстановка, развитие цифровых площадок, упрощающих формирование групп единомышленников, агрессивная информационная среда, сам подростковый возраст участников и потребность в дополнительной защите, общие интересы, мировоззрение.

Парламентарии пытаются понять, как реагировать на «Рёдан»: одни предлагают запрещать, другие – пригласить в Госдуму на беседу. Росмолодежь направила в Роскомнадзор информацию о трех размещенных в интернете материалах, связанных с субкультурой «ЧВК Рёдан», для блокировки на территории РФ, продолжается экспертиза еще около 100 обращений, сообщил 1 марта Интерфакс со ссылкой на пресс-службу федерального агентства.

Как и во многих других субкультурах, принадлежность к «ЧВК Рёдан» выдает внешний вид. Члены неформальной группы носят окрашенные в черный цвет длинные волосы, клетчатые штаны, используют символику с пауком и цифрой 4 – типичный образ поклонника аниме (анимешника). Участники движения вдохновились японскими произведениями: мангой «Hunter x Hunter» и одноименным мультфильмом. По сюжету «Геней Рёдан» – преступная организация, также известная под названиями «Призрачная труппа» и «Паук».

Неформальные группы и субкультуры возникают в противовес формальным. Это довольно часто происходит в период геополитических трансформаций или информационных бумов. Во время холодной войны население Советского Союза часто оказывалось в информационном вакууме, многие западные явления до него просто не доходили либо доходили, но с опозданием. Например, хиппи или металлисты в СССР появились позже, чем на Западе. Попадавшие из-за рубежа вещи или продукты массовой культуры, будь то одежда, музыка, кино, техника, могли менять сознание и мировоззрение, особенно у восприимчивой ко всему новому молодежи.

До военной спецоперации многие россияне не знали о существовании ЧВК «Вагнер». Но после того, как это словосочетание утвердилось в информационном поле, оно могло затронуть сознание молодых людей, которые решили использовать в названии своей неформальной группы аббревиатуру ЧВК (частная военная компания). Сами молодые люди, задержанные и допрошенные полицией, утверждают, что аббревиатура в названии – просто шутка. Скорее всего так и есть.

В настоящий момент ЧВК – это модно, особенно у подростков, испытывающих потребность в защите и внимании к своей персоне. Зная подростковую психологию, можно предположить, что эти анимешники подвергались частому агрессивному давлению, буллингу, из-за своего внешнего вида и хобби, – такие дети действительно выделяются из толпы, пытаются найти в обособлении свою зону комфорта.

Существует множество мерча (одежды и аксессуаров с символикой) на тему аниме, довольно популярного в среде подростков. На фоне интереса к «Hunter x Hunter» начиная с 2020 года выпускается одежда с характерной эмблемой паука и цифры 4, которая во многих азиатских странах, особенно в Японии, считается несчастливой. В японском языке цифра 4 созвучна слову «смерть». В мультфильме же паук с цифрой 4 – знак «Призрачной труппы», банды воров. Этот символ носят члены банды в знак своей преданности группировке, а четверка отсылает к четвертому лидеру группы Хролло Люсельферу, имя которого созвучно Люциферу.

Несмотря на такую предысторию, нельзя утверждать, что в России участники «ЧВК Рёдан» агрессивны и несут угрозу всем вокруг. Этот образ выбран подростками не просто так. Изначально он скорее всего был некой защитой от внешнего мира, давал иллюзию принадлежности к чему-то большому и сильному. Принадлежность к коллективу – одна из высших потребностей человека.

У подростков есть потребность в защите, поиске и принятии себя, во внимании. Формирование группировок, интернет-сообществ упрощает эти процессы, подростку становится легче жить, он даже может почувствовать себя счастливым. Если говорить о стихийности этой субкультуры, то стоит отметить, что анимешники существуют достаточно давно, а «ЧВК Рёдан» – некое ответвление-рудимент, и можно предположить, что он, вероятнее всего, распадется, если учитывать и внимание государства, и сами причины возникновения. Напомним, что в начале 2000-х чиновники и парламентарии яростно пытались бороться с субкультурой эмо и искали ее корни во влиянии «агентов западной идеологии». Через некоторое время эмо исчезли сами по себе.

В 2022 году прибавилось множество социальных, финансовых и психологических проблем. Многие россияне еще не оправились от ковидных лет, как пришла новая реальность, к которой большинство населения не было готово. Каждый справлялся с этим по-своему и не всегда продуктивно. Из-за постоянно транслируемой агрессивной информации формируется токсичная цифровая среда, в которой дети находятся больше, чем в здоровой реальности, а уже в реальность привносят физическую агрессию, создают свои жесткие правила.

Кода молодой человек принадлежит самому себе, он начинает искать себя. Это часто приводит к печальным последствиям. Примером этому могут быть 90-е годы: когда в стране многие социальные институты не функционировали, молодые люди выживали как могли. Были и криминальные группировки, и просто шпана, неформальные музыканты, которые принимали наркотики.

Теперь же молодые люди выбрали более «здоровый» аутоагрессивный способ. Создали определенный образ, который подчеркивает их внутренние устремления. Аниме – не причина, а лишь следствие, некий толчок для подростка, и если у ребенка сформированы предпосылки к этому толчку, то итог может быть печальным. Существует термин dead insight («мертвый внутри») – это человек с депрессивной симптоматикой, он испытывает апатию, все вокруг ему кажется бессмысленным и серым, формируются суицидальные мысли, идеи и высказывания. Самый популярный пример персонажа категории dead insight – Канеки Кен из аниме «Токийский гуль», уже запрещенного в РФ. Когда подросток сбился с пути, испытывает негативные эмоции и сложности в осознании себя, то для того, чтобы почувствовать себя, он делает самопорезы на руках – это аутоагрессивный способ совладания с негативными эмоциями. Некоторые представители «ЧВК Рёдан» пошли другим путем. Дабы показать и осознать себя, они прибегают к агрессивному поведению – для многих это не только адреналин и боль, но и удовольствие от вызванного состояния.

Проще всего обвинить другого, чем осознать свою ответственность за происходящее. Едва ли стоит вешать на этих подростков ярлыки и уж тем более делать их объектами ненависти. Они – дети своего времени, они же – поколение будущего. Их «токсичность» временная. И ее стоит воспринимать как обращение к семье и обществу, которые не всегда в трудные периоды внимательны к подросткам и их потребностям, в том числе и к поиску своего «я». 


Читайте также


Волосы как у Леннона

Волосы как у Леннона

Вячеслав Харченко

Наше главное предназначение – носить искусство на руках

0
330
Ждут ли россияне наступления социализма после СВО

Ждут ли россияне наступления социализма после СВО

Левые настроения в обществе вовсе не отражают влияние левых партий

0
539
Константин Ремчуков. Си изложил в беседе с Шольцем четыре принципа для недопущения выхода кризиса в Украине из-под контроля

Константин Ремчуков. Си изложил в беседе с Шольцем четыре принципа для недопущения выхода кризиса в Украине из-под контроля

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 22.04.24

0
911
Никпэки вне закона:  спасение или потеря для граждан и государства

Никпэки вне закона: спасение или потеря для граждан и государства

Сергей Агафонов

0
490

Другие новости