0
6047
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

28.02.2023 18:11:00

Борьба с землетрясением снизила требовательность Эрдогана

Турция объявила о возвращении к переговорам с Финляндией и Швецией

Тэги: землетрясение, турция, внешняя политика, чавушоглу, эрдоган, переговоры, финляндия, швеция, нато


землетрясение, турция, внешняя политика, чавушоглу, эрдоган, переговоры, финляндия, швеция, нато Фото Reuters

МИД Турции объявил о возобновлении переговоров с Финляндией и Швецией по поводу их вступления в НАТО. Очередной раунд консультаций должен пройти в первой половине марта, сообщил глава ведомства Мевлют Чавушоглу. Встреча станет первой после того, как процесс принятия Скандинавских стран в блок попал в тиски скандала в Стокгольме, когда ультраправые активисты демонстративно сожгли Коран возле турецкой дипмиссии. Тогда инцидент значительно актуализировал те требования, которые Турция выдвигала к Швеции и Финляндии, добиваясь от них деятельной солидаризации со своими подходами к ряду диссидентских организаций. Конечно, анонсируя новую встречу в Брюсселе, Чавушоглу не мог не повторить существующие претензии к северным странам, особенно Швеции, и обратить внимание на отсутствие «удовлетворительных шагов» с ее стороны, однако западные наблюдатели зафиксировали смягчение риторики турецкого официоза после землетрясения, затронувшего Турцию и Сирию.

Скандинавские государства были в числе тех западных игроков, которые поспешили направить Анкаре гуманитарную помощь после того, как мощное стихийное бедствие нанесло удар по юго-востоку республики. «Мы направили спасательные отряды, мы доставляем гуманитарную помощь, мы доставляем палатки, временное жилье и т.д., и у меня сложилось впечатление, что Турция благодарна за любую помощь в этот момент. Но, конечно, членство в НАТО – это отдельная тема», – признал в кулуарах Мюнхенской конференции по безопасности министр иностранных дел Финляндии Пекка Хаависто. Параллельно борьба с последствиями землетрясения привела к активизации контактов между Турцией и США, Турцией и Североатлантическим альянсом. Тем не менее в Мюнхене Хаависто поделился своими опасениями, что процесс вступления Хельсинки и Стокгольма в блок все равно окажется приторможен из-за ситуации вокруг стихийного бедствия, которая потребовала от Анкары тотальной концентрации внимания на внутренних проблемах.

Трудно преувеличить сегодняшнюю потребность Турции во внешней поддержке на фоне природной катастрофы, которая, как говорят сейсмологи, имеет все шансы повториться в не менее внушительном масштабе. По данным Турецкой конфедерации предприятий и бизнеса, общий экономический ущерб, нанесенный республике землетрясением, может превысить 80 млрд долл. Это примерно 10% от ВВП Турции в 2021 году. Уточняется, что около 70 млрд долл. приходится на пострадавший жилищный фонд, свыше 10 млрд – на брешь в национальном доходе. Американская компания Verisk, которая занимается анализом рисков, оценила экономические потери в 20 млрд долл. Но какими бы ни были оценки, процесс реагирования все равно требует от президента Реджепа Тайипа Эрдогана существенного увеличения государственных расходов, чтобы удовлетворить потребности 13,5 млн пострадавших (15,7% населения) и провести качественные восстановительные работы в 10 провинциях. На этом фоне местные аналитики предрекают возникновение дефицита бюджета уже в этом году, очередной скачок инфляции и удар по ВВП.

Общественное давление на правящую элиту в преддверии запланированных в этом году всеобщих выборов заметно нарастает. Находясь на днях вместе со своим союзником по парламентской коалиции Девлетом Бахчели в пострадавшем Адыямане, Эрдоган пообещал восстановить пострадавшие районы усиленными темпами. «Мы полны решимости строить жизнь намного активнее, чем в прошлом. Вот почему я прошу свой народ дать мне один год. Я обещаю своему народу, что мы буквально залечим наши раны от землетрясений за год, потому что мы всегда выполняли свои клятвы и решали проблемы, которые считались неразрешимыми», – заявил турецкий лидер. Просьба предоставить дополнительное время выглядела как недвусмысленный сигнал о необходимости перенести всеобщие выборы на 2024 год. Подобный сценарий начал всерьез обсуждаться в первые дни после землетрясения в рамках дискуссии о необходимости прекратить все политические распри на фоне бедствия. Однако нет никаких гарантий, что отсрочка позволит Эрдогану и его Партии справедливости и развития улучшить свои рейтинговые позиции. Более того, есть точка зрения, что перенос может привести к обратному эффекту.

Если даже до землетрясения многие вещи в примирительных инициативах Турции в регионе и мире объяснялись стремлением Эрдогана получить дополнительные инвестиционные стимулы на фоне слабеющих показателей национальной экономики, то нынешняя ситуация, в которой оказалась страна, открывает более широкое пространство для предположений о возможном смягчении внешнеполитического курса Анкары и ее отказе от конфронтационной риторики в отношении не только соседей, но и условного западного мира.

Опасаясь, что следующее стихийное бедствие затронет Стамбул, мэр города Экрем Имамоглу уже объявил о выработке собственного мобилизационного плана, содержательная часть которого будет обнародована 1 марта. Исходя из его предыдущих выступлений, нетрудно понять, что речь будет идти о предупредительных мерах и укреплении сейсмоустойчивости мегаполиса. «Речь идет о свыше 90 тыс. зданий, подверженных риску обрушения, – заявил недавно градоначальник, который является одним из перспективных кандидатов на пост президента. – Стоимость обеспечения безопасности этих зданий может превышать 360 млрд лир (свыше 19 млрд долл. – «НГ»). Это почти в три раза превышает годовой бюджет стамбульского муниципалитета».

Если учесть, что Стамбул – не единственный, кто сейчас переживает за свою судьбу, есть основания полагать, что Турция будет вынуждена сконцентрироваться на внутренних делах и чуть приглушить конфронтационную риторику на международной арене. От этого зависит как минимум функционирование каналов помощи, которую, как показала февральская трагедия, Анкаре готовы направлять даже те, кто находится с ней в непростых отношениях. 


Читайте также


Россия теряет Южный Кавказ

Россия теряет Южный Кавказ

НАТО наращивает влияние на постсоветском пространстве

0
1252
"Балтийский часовой" против теневого флота России

"Балтийский часовой" против теневого флота России

Юрий Паниев

НАТО направит в Финский залив фрегаты, самолеты и дроны

0
2470
Американская стратегия Си Цзиньпина

Американская стратегия Си Цзиньпина

Юрий Тавровский

Второе правление Трампа как очередной этап эстафеты сдерживания Китая

0
2622
Не все страны НАТО хотят тратить 5% ВВП на оборону, как в годы холодной войны

Не все страны НАТО хотят тратить 5% ВВП на оборону, как в годы холодной войны

Геннадий Петров

Трамп вынуждает союзников США выбрать между безопасностью и комфортом

0
2265

Другие новости