0
5573
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

20.02.2023 18:35:00

"Закошмаренный" силовиками бизнес наживается на потребителях

Президентский нагоняй вряд ли изменит отношение к предпринимателям

Александр Сухаренко

Об авторе: Александр Николаевич Сухаренко – независимый антикоррупционный эксперт, директор Центра изучения новых вызовов и угроз нацбезопасности РФ (г. Владивосток).

Тэги: стратегия, экономическая безопасность, бизнес, предприниматели, необоснованное уголовное преследование, правовая защищенность


стратегия, экономическая безопасность, бизнес, предприниматели, необоснованное уголовное преследование, правовая защищенность Фото freepik.com

В ходе недавнего итогового онлайн-совещания судей президент РФ Владимир Путин в очередной раз призвал не прессовать бизнес, заявив о необходимости защиты предпринимателей от необоснованного уголовного преследования, включая запрет на продление им срока содержания под стражей, а также избрание для них таких мер пресечения, как залог или домашний арест. По его мнению, это позволит сформировать благоприятный деловой и инвестиционный климат в условиях санкционного давления. Кстати, автор призыва «не кошмарить бизнес» зампред Совбеза РФ Дмитрий Медведев также признал, что озвученный им на посту президента еще в 2008 году тезис до сих пор актуален. «Произнес-то произнес, а кошмарят до сих пор», – посетовал он на майском форуме «Единой России».

Видимо, ожидая президентского упрека, глава Верховного суда России Вячеслав Лебедев отрапортовал о позитивных тенденциях во взаимоотношениях с бизнесом публичной и в уголовно-правовой сферах. В частности, за год арбитражные суды удовлетворили почти половину требований бизнесменов в таможенной и антимонопольной сферах, а также четверть – в налоговой сфере. Кроме того, они прекратили 17% административных дел, возбужденных в отношении коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, а 18% из них назначили наказание в виде предупреждения. О гуманности правосудия, по его мнению, свидетельствует тот факт, что из 6,6 тыс. обвиняемых предпринимателей осудили лишь 73%. В отношении 27% уголовное преследование было прекращено. К реальному сроку приговорили лишь 6% осужденных. А по части назначаемых мер пресечения судебная практика практически неизменна: из 344 ходатайств об аресте судьи удовлетворили 84%. Как утверждает бизнес-омбудсмен Борис Титов, число экономических преступников, находившихся в СИЗО, увеличилось почти на 6% (до 7,4 тыс.), а под домашним арестом – на 5% (до 4,9 тыс.).

Несмотря на недовольство правозащитников, прошлогодняя статистика МВД РФ не свидетельствует о катастрофичности ситуации. Количество предпринимательских преступлений (гл. 22 УК РФ) сократилось на 7,5% – до 37,7 тыс., из них лишь 5 тыс. (-10,5% к 2021 году) совершены в крупных размерах. Больше всего таких деяний в Центральном (Москва и Тверская область), Приволжском (Самарская и Нижегородская области), Северо-Западном (Санкт-Петербург и Ленобласть) и Сибирском (Новосибирская область и Красноярский край) федеральных округах. При этом если налоговые преступления просели на 5% – до 5,2 тыс., то интеллектуальное пиратство и преднамеренные (фиктивные) банкротства – почти на треть (до 226 и 154 фактов соответственно). Почти 1,2 тыс. расследованных МВД преступлений совершены организованными преступными формированиями. Кстати, по фактам организации преступных сообществ полицейские возбудили 92 дела (+15% к 2021 году). Размер причиненного ущерба по оконченным уголовным делам составил 72,8 млрд руб.

Результаты опроса: «Как власть не на словах, а на деле относится к бизнесу?» %

001-t.jpg
Источник: Доклад РСПП о состоянии делового климата в 2018-2021 гг














Наиболее криминализированными сферами экономики, даже с учетом невысоких показателей, остаются: потребительский рынок (8,4 тыс. преступлений, из них 926 предпринимательских), финансово-кредитная система (7,8 тыс./2,2 тыс.), транспорта (2,3 тыс./439), ЖКХ (1,7 тыс./25), земельные отношения (1,6 тыс./51), долевое и инвестиционное строительство жилья (1,1 тыс./51), топливно-энергетический комплекс (915/100), лесозаготовки (1,3 тыс./227), внешнеэкономическая деятельность (387/154), оборот биоресурсов (138/28). Досталось также оборонной промышленности, где набралось 414 и 26 преступлений соответственно, а также госзаказу – 905/46.

Правда, количество мошенничеств (ч. 2–7 ст. 159 УК РФ), часто инкриминируемых бизнесменам и критикуемых из-за расплывчатости формулировок адвокатским сообществом, подросло на 4,4%, до 22,2 тыс. Из них 373 связаны с незаконным возмещением НДС. Однако сколько из них в действительности имели отношение к добропорядочным бизнесменам, неизвестно.

Оценивая правовую защищенность российского бизнеса, нельзя забывать о потребителях их товаров и услуг. А здесь есть о чем задуматься. В ходе прошлогодних проверок органы Роспотребнадзора забраковали и изъяли 1202 партии недоброкачественной мясопродукции (6,8 т), 4419 партий молокопродукции (49,5 т), а также сотни тонн плодоовощной продукции, загрязненной нитратами и пестицидами. Впечатляют также цифры Росздравнадзора (об изъятии 216 серий недоброкачественных лекарств) и Росалкогольрегулирования (об уничтожении 14,4 млн л нелегального спирта и алкопродукции). Мы говорим лишь о выборочных проверках и контроле.

Несмотря на многочисленные факты пищевых отравлений (нередко с летальным исходом) и заваленные контрафактом розничные рынки, количество уголовных дел, возбуждаемых в отношении недобросовестных коммерсантов, невелико. По фактам производства или сбыта небезопасных товаров (ст. 238 УК) возбудили всего 339 дел, а по недоброкачественным лекарствам, медизделиям и биодобавкам (ст. 238.1 УК) – 37. Если говорить о сфере розничной торговли в целом, то там набралось всего 1,2 тыс. преступлений, из них 61 по фармпрепаратам, еще 2,5 тыс. деяний были связаны с оборотом контрафактной и фальсифицированной продукции (алкоголь и табак, одежда и обувь), а 311 – с производством пищевых продуктов и напитков. И это на всю страну.

Возвращаясь к президентскому нагоняю судьям, можно вспомнить положения Стратегии экономической безопасности РФ до 2030 года, согласно которой «борьба с нецелевым использованием и хищением госсредств, коррупцией, теневой и криминальной экономикой» является одним из государственных приоритетов. При этом в перечне показателей для оценки состояния экономической безопасности страны значится «уровень экономической преступности». Вот и получается, что усердная декриминализация экономики, на которой ежегодно настаивает президент, наталкивается на предпринимательское сообщество, искренне недоумевающее относительно причин интереса к нему правоохранителей. 


Читайте также


Константин Ремчуков. Пекин будет «поддерживать африканцев в поиске африканских решений африканских проблем»

Константин Ремчуков. Пекин будет «поддерживать африканцев в поиске африканских решений африканских проблем»

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 13.01.25

0
1204
Американская стратегия Си Цзиньпина

Американская стратегия Си Цзиньпина

Юрий Тавровский

Второе правление Трампа как очередной этап эстафеты сдерживания Китая

0
2684
Каркас страны укрепят опорные населенные пункты

Каркас страны укрепят опорные населенные пункты

Ольга Соловьева

В новой Стратегии пространственного развития РФ малым городам и селам обещаны стимулы для экономического роста

0
6047
Константин Ремчуков. Си Цзиньпин потребовал предотвратить повторение недавней волны массовых убийств, потрясших страну

Константин Ремчуков. Си Цзиньпин потребовал предотвратить повторение недавней волны массовых убийств, потрясших страну

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 06.01.25

0
9072

Другие новости