0
5517
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

20.02.2023 18:35:00

"Закошмаренный" силовиками бизнес наживается на потребителях

Президентский нагоняй вряд ли изменит отношение к предпринимателям

Александр Сухаренко

Об авторе: Александр Николаевич Сухаренко – независимый антикоррупционный эксперт, директор Центра изучения новых вызовов и угроз нацбезопасности РФ (г. Владивосток).

Тэги: стратегия, экономическая безопасность, бизнес, предприниматели, необоснованное уголовное преследование, правовая защищенность


стратегия, экономическая безопасность, бизнес, предприниматели, необоснованное уголовное преследование, правовая защищенность Фото freepik.com

В ходе недавнего итогового онлайн-совещания судей президент РФ Владимир Путин в очередной раз призвал не прессовать бизнес, заявив о необходимости защиты предпринимателей от необоснованного уголовного преследования, включая запрет на продление им срока содержания под стражей, а также избрание для них таких мер пресечения, как залог или домашний арест. По его мнению, это позволит сформировать благоприятный деловой и инвестиционный климат в условиях санкционного давления. Кстати, автор призыва «не кошмарить бизнес» зампред Совбеза РФ Дмитрий Медведев также признал, что озвученный им на посту президента еще в 2008 году тезис до сих пор актуален. «Произнес-то произнес, а кошмарят до сих пор», – посетовал он на майском форуме «Единой России».

Видимо, ожидая президентского упрека, глава Верховного суда России Вячеслав Лебедев отрапортовал о позитивных тенденциях во взаимоотношениях с бизнесом публичной и в уголовно-правовой сферах. В частности, за год арбитражные суды удовлетворили почти половину требований бизнесменов в таможенной и антимонопольной сферах, а также четверть – в налоговой сфере. Кроме того, они прекратили 17% административных дел, возбужденных в отношении коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, а 18% из них назначили наказание в виде предупреждения. О гуманности правосудия, по его мнению, свидетельствует тот факт, что из 6,6 тыс. обвиняемых предпринимателей осудили лишь 73%. В отношении 27% уголовное преследование было прекращено. К реальному сроку приговорили лишь 6% осужденных. А по части назначаемых мер пресечения судебная практика практически неизменна: из 344 ходатайств об аресте судьи удовлетворили 84%. Как утверждает бизнес-омбудсмен Борис Титов, число экономических преступников, находившихся в СИЗО, увеличилось почти на 6% (до 7,4 тыс.), а под домашним арестом – на 5% (до 4,9 тыс.).

Несмотря на недовольство правозащитников, прошлогодняя статистика МВД РФ не свидетельствует о катастрофичности ситуации. Количество предпринимательских преступлений (гл. 22 УК РФ) сократилось на 7,5% – до 37,7 тыс., из них лишь 5 тыс. (-10,5% к 2021 году) совершены в крупных размерах. Больше всего таких деяний в Центральном (Москва и Тверская область), Приволжском (Самарская и Нижегородская области), Северо-Западном (Санкт-Петербург и Ленобласть) и Сибирском (Новосибирская область и Красноярский край) федеральных округах. При этом если налоговые преступления просели на 5% – до 5,2 тыс., то интеллектуальное пиратство и преднамеренные (фиктивные) банкротства – почти на треть (до 226 и 154 фактов соответственно). Почти 1,2 тыс. расследованных МВД преступлений совершены организованными преступными формированиями. Кстати, по фактам организации преступных сообществ полицейские возбудили 92 дела (+15% к 2021 году). Размер причиненного ущерба по оконченным уголовным делам составил 72,8 млрд руб.

Результаты опроса: «Как власть не на словах, а на деле относится к бизнесу?» %

001-t.jpg
Источник: Доклад РСПП о состоянии делового климата в 2018-2021 гг














Наиболее криминализированными сферами экономики, даже с учетом невысоких показателей, остаются: потребительский рынок (8,4 тыс. преступлений, из них 926 предпринимательских), финансово-кредитная система (7,8 тыс./2,2 тыс.), транспорта (2,3 тыс./439), ЖКХ (1,7 тыс./25), земельные отношения (1,6 тыс./51), долевое и инвестиционное строительство жилья (1,1 тыс./51), топливно-энергетический комплекс (915/100), лесозаготовки (1,3 тыс./227), внешнеэкономическая деятельность (387/154), оборот биоресурсов (138/28). Досталось также оборонной промышленности, где набралось 414 и 26 преступлений соответственно, а также госзаказу – 905/46.

Правда, количество мошенничеств (ч. 2–7 ст. 159 УК РФ), часто инкриминируемых бизнесменам и критикуемых из-за расплывчатости формулировок адвокатским сообществом, подросло на 4,4%, до 22,2 тыс. Из них 373 связаны с незаконным возмещением НДС. Однако сколько из них в действительности имели отношение к добропорядочным бизнесменам, неизвестно.

Оценивая правовую защищенность российского бизнеса, нельзя забывать о потребителях их товаров и услуг. А здесь есть о чем задуматься. В ходе прошлогодних проверок органы Роспотребнадзора забраковали и изъяли 1202 партии недоброкачественной мясопродукции (6,8 т), 4419 партий молокопродукции (49,5 т), а также сотни тонн плодоовощной продукции, загрязненной нитратами и пестицидами. Впечатляют также цифры Росздравнадзора (об изъятии 216 серий недоброкачественных лекарств) и Росалкогольрегулирования (об уничтожении 14,4 млн л нелегального спирта и алкопродукции). Мы говорим лишь о выборочных проверках и контроле.

Несмотря на многочисленные факты пищевых отравлений (нередко с летальным исходом) и заваленные контрафактом розничные рынки, количество уголовных дел, возбуждаемых в отношении недобросовестных коммерсантов, невелико. По фактам производства или сбыта небезопасных товаров (ст. 238 УК) возбудили всего 339 дел, а по недоброкачественным лекарствам, медизделиям и биодобавкам (ст. 238.1 УК) – 37. Если говорить о сфере розничной торговли в целом, то там набралось всего 1,2 тыс. преступлений, из них 61 по фармпрепаратам, еще 2,5 тыс. деяний были связаны с оборотом контрафактной и фальсифицированной продукции (алкоголь и табак, одежда и обувь), а 311 – с производством пищевых продуктов и напитков. И это на всю страну.

Возвращаясь к президентскому нагоняю судьям, можно вспомнить положения Стратегии экономической безопасности РФ до 2030 года, согласно которой «борьба с нецелевым использованием и хищением госсредств, коррупцией, теневой и криминальной экономикой» является одним из государственных приоритетов. При этом в перечне показателей для оценки состояния экономической безопасности страны значится «уровень экономической преступности». Вот и получается, что усердная декриминализация экономики, на которой ежегодно настаивает президент, наталкивается на предпринимательское сообщество, искренне недоумевающее относительно причин интереса к нему правоохранителей. 


Читайте также


 В деле Владимира Тебекина появились новые лица

В деле Владимира Тебекина появились новые лица

Сергей Савельев

0
2459
Москва помогает участникам СВО и новым территориям адресно

Москва помогает участникам СВО и новым территориям адресно

Татьяна Астафьева

Столичные предприниматели отправляют в приграничные регионы технику, запчасти и гуманитарную помощь

0
5924
Бизнесу пообещали возврат 3% от инвестиций

Бизнесу пообещали возврат 3% от инвестиций

Ольга Соловьева

Высокоскоростные магистрали стали еще одним приоритетом политики технологического суверенитета

0
2904
Страхование сегодня: уверенный рост и его ограничения

Страхование сегодня: уверенный рост и его ограничения

Дмитрий Попов

Рынок адаптируется к изменениям в экономике, законодательстве и интересах клиентов

0
9342

Другие новости