Фото freepik.com
Российский парламент 30 апреля 2021 года принял достаточно логичный, но в то же время весьма скандальный закон о том, что государственные, муниципальные и военные служащие не вправе иметь двойное гражданство. 30 лет понадобилось депутатскому корпусу для констатации факта, что люди со вторым и несколькими подданствами, разрешенными Конституцией РФ, представляют потенциальную опасность для устоев нашего государства. Понимая это, законодатели тем не менее не устраняли причину, но периодически искали новые положения, которые должны были нивелировать противоречия, возникающие из-за наличия у индивида второго и последующих индигенатов.
Одно из наиболее конфликтных из них – на чьей стороне будет индивид с двойным гражданством в случае возникновения военного столкновения между РФ и страной, паспорт которой у него также есть. Для устранения этого и подобных несоответствий был принят закон, уточняющий, что «гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается РФ только как гражданин РФ». Ясно и другое, что кем бы ни считало государство жителя страны, вместе с правом на двойное гражданство оно автоматически дает его обладателю разрешение на принятие самых широких обязательств перед вторым отечеством, среди которых и его оборона. Для устранения последствий этого парадокса и был введен Федеральный закон от 30 апреля 2021 года № 116.
Но приходится констатировать, что и он не решает поставленной задачи. Разделяя наше общество на две группы и отказывая одной из них, причем весьма значительной в количественном отношении, в существенных правах и обязанностях, закон фактически вступает в противоречие с Конституцией. Для того чтобы высветить его неадекватность, достаточно обратиться к п. 2 ст. 6 гл. 1 Основного закона РФ: «Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ». Более того, положение о двойном гражданстве, закрепленное Конституцией, после принятия ФЗ № 116 превращается в провокационную норму, так как, следуя ей, человек становится изгоем в российском обществе. И теперь, обращаясь к сути этого документа, принятого, как выясняется, для проформы, есть смысл называть его не иначе, как актом о неблагонадежных.
Из всего этого следует, что мы, как ни крути, каждый раз вынуждены возвращаться к тому, что противоречия, возникающие в связи с существованием нормы двойного гражданства, могут быть разрешены лишь удалением ее из Конституции РФ. И при этом не ущемляются никакие права гражданина, в том числе и право на принятие им иного подданства, так как в Основном законе страны записано, что «гражданин Российской Федерации не может быть лишен... права изменить его».
И все же власть всячески оттягивает момент радикального решения этой проблемы. И загвоздка, по-видимому, находится в плоскости наказания за обнаруженное двойное гражданство. Уже сегодня действует норма, согласно которой индивид, не сообщивший госорганам о своем ином подданстве, привлекается к уголовной ответственности. Наказание же за неуведомление о двойном гражданстве соответствующего органа – штраф в 200 либо 400 тыс. руб. или до 400 часов исправительных работ – больше напоминает насмешку над здравым смыслом, чем адекватную кару за совершенное уголовное преступление (см. УК РФ ст. 330.2). Исходя из того, что людям, не обремененным государственными должностными полномочиями, в общем-то незачем таиться, мы приходим к тому, что столь мягкую меру наказания власти предержащие определили в основном для выходцев из своей среды.
В случае если упразднят второе и последующие подданства исходя из известного постулата о том, что все, что законом не запрещено – разрешено, вкупе с другими положениями о гражданстве, в РФ должна будет введена законодательная норма, запрещающая иметь двойное гражданство. И тогда карой для людей, уличенных в столь серьезном преступлении, должно стать уже реальное тюремное заключение.
В 2014 году в результате путча в Украине был смещен законный президент страны Виктор Янукович. В связи с этим в России, в ее внутренней и внешней политике, наметился явный тренд в сторону суверенизации государства. Ввиду этого актуальность разрешения проблемы, связанной с наличием двойного гражданства, возрастает в разы. Ведь в этой плоскости лежит один из ключей к подлинной независимости любого государства. Понятно, что изъятие нормы о двойном подданстве из Конституции РФ – процесс довольно длительный, так как для его реализации необходимо подготовить и провести всенародный референдум или оформить такое решение на заседании Конституционного собрания. Но и обращение власти в течение последних восьми лет к различного рода уловкам, о чем свидетельствует данная публикация, вместо кардинального разрешения этого узлового вопроса вызывает в обществе логичное недоумение.