Фото Reuters
Межэтническая воровская сходка в подмосковных Мытищах, участники которой были задержаны 7 февраля, по масштабам может сравниться с аналогичным съездом, проходившим в июле 2008 года на теплоходе «Москва-60», бороздившем Пироговское водохранилище. Когда арендованное судно с накрытыми столами отчалило от берега, над ним неожиданно появился вертолет со спецназом МВД. Придя в себя, некоторые пассажиры попытались покинуть судно вплавь, однако вскоре были задержаны. В общей сложности там задержали 50 человек, в том числе 39 воров в законе (после профилактической беседы на камеру их отпустили).
Ранее самым представительным воровским съездом считалась сходка в подмосковном Фрязине, состоявшаяся в июле 2001 года в помещении кафе. Тогда было схвачено 39 человек, включая 17 «законников» и лиц, которые впоследствии были «коронованы». Восемь человек, задержанных во Фрязине, позднее участвовали и в пироговской сходке. По странному совпадению в течение полутора месяцев после разгрома фрязинской сходки в Москве и других регионах один за другим были убиты пять авторитетов, двое из которых были участниками разогнанного сходняка.
Воровская сходка – коллективный орган управления воровским сообществом. Вопросы, выносимые на сходки: «коронация» криминальных авторитетов титулом вора, разрешение возникших конфликтов, применение санкций за нарушение традиций, сбор, хранение и использование средств общака, определение мер противодействия конкурентам и правоохранительным органам, раздел сфер влияния... Если сходку накроют оперативники, отвечать за ее срыв придется инициатору.
В отличие от участников пироговского собрания, 52 задержанных в мытищинском ресторане вполне могут схлопотать срок по ст. 210 Уголовного кодекса РФ, которая еще в 2019 году была дополнена новой частью 1.1. В случае несговорчивости за «участие в собрании лидеров или иных представителей преступных сообществ и организованных групп, собравшихся в целях разработки планов и создания условий для совершения тяжких преступлений, раздела сфер влияния или преступных доходов», они могут поплатиться свободой на срок от 12 до 20 лет со штрафом до 1 млн руб. С учетом того что большинство сходок с тех пор проводится за рубежом и в виртуальном режиме (посредством Skype), приговоров по этой части пока не было. Чего не скажешь о другой новелле, ст. 210.1 УК РФ, предусматривающей от 8 до 15 лет строгого режима вкупе с 5-миллионным штрафом за один лишь факт обладания воровским статусом. По подсчетам Судебного департамента при Верховном суде России, за 2019-й – шесть месяцев 2022 года число осужденных по ней лиц достигло 15 человек. В основном речь идет о грузинских ворах в законе. На подходе еще несколько десятков воров, положенцев и смотрящих.
Как ни пытались маститые адвокаты осужденных «законников» изменить в апелляции или кассации вынесенные приговоры, ничего у них не получилось. Даже дойдя до Верховного и Конституционного судов России, они не смогли убедить их судей в беспочвенности предъявленных их клиентам обвинений. Показательным фактом в связи с этим является определение КС РФ об отказе в удовлетворении жалобы обвиняемого Хизира Акбулатова. По мнению заявителя, ст. 210.1 УК не соответствует четырем статьям Конституции РФ, поскольку ее диспозиция – в силу своей неопределенности – позволяет привлекать к уголовной ответственности (в том числе неоднократно) за деяние, не признававшееся преступлением в момент совершения, не конкретизирует термины «высшее положение» и «преступная иерархия» и не определяет момента окончания преступления. Перечисленные обстоятельства лишают граждан возможности осознавать общественную опасность и противоправность такого деяния, предвидеть наступление уголовно-правовых последствий его совершения, а также препятствуют единообразному толкованию и применению этой нормы, поскольку она не предусматривает условий и порядка отказа лица от своего положения и не устанавливает возможности его освобождения от уголовной ответственности. Все эти доводы не впечатлили судей Конституционного суда.
А в определении по делу Зиявутдина Абдулхаликова (получил 9 лет «строгача») Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РФ фактически узаконила всю процедуру признания лица вором в законе. Проверив содержание доводов защиты, судебная коллегия исходит из того, что Верховный суд Дагестана, выслушав осужденного, допросив многочисленных свидетелей и исследовав результаты оперативно-следственных действий, в том числе письменные доказательства и выводы эксперта (преподавателя вуза МВД), обоснованно счел доказанной вину подсудимого в занятии им высшего положения в преступной иерархии. При этом его утверждения о собственной непричастности к преступлениям посчитали лишь его собственным мнением, противоречащим представленным доказательствам, которое не может рассматриваться как основание к отмене или изменению приговора.
А на днях стало известно, что арестованные воры могут лишиться и последней надежды на освобождение – суда присяжных. Сенаторы Андрей Клишас и Владимир Полетаев, а также депутат Госдумы РФ Ирина Панькина предложили исключить из подсудности суда присяжных уголовные дела лиц, занимающих высшее положение в преступной иерархии (не только ст. 210.1, но и ч. 4 ст. 210 УК РФ). По их мнению, это якобы позволит обеспечить дополнительные гарантии безопасности участников процесса (и без того засекреченных). Кстати, судебные процессы по таким делам и без того проходят за закрытыми дверями, а приговоры по ним нигде не публикуются. Полагаю, что появление этой маловразумительной инициативы обусловлено чередой оправдательных вердиктов присяжных по делам воров, впоследствии опрокинутых прокуратурой в апелляционной инстанции. Фигурант одного из таких дел подался в бега.
Ну и, наконец. О серьезности намерений властей разобраться с загостившимися на свободе ворами в законе стало понятно по личности инициатора этих поправок в УК РФ: президент Владимир Путин. При этом Верховный суд России еще на старте положительно отозвался о его инициативе наказать воров по всей строгости закона. В ближайшее время в Краснодаре может быть вынесен и первый заочный приговор в отношении 58-летнего грузинского вора в законе Чинка Жорика Тбилисского. В связи с этим у адвокатов не должно возникать иллюзий относительно судебных перспектив уголовных дел, возбуждаемых в отношении их «коронованных» доверителей.
Для справки: Ст. 210.1 УК РФ «Занятие высшего положения в преступной иерархии».
«Воры в законе», «положенцы» и «смотрящие» - в обоснование выводов следствия об их виновности суды ссылаются на такие доказательства как показания свидетелей (сотрудников правоохранительных органов и исправительных учреждений, лиц, отбывавших наказание в тех же колониях, что и обвиняемые); показания специалистов-криминологов относительно особенностей криминального статуса подсудимых, системе взаимоотношений в преступной среде, значения их татуировок; результаты оперативно-розыскной деятельности; заключения экспертов и др.
Одним из доказательств суды признают «воровской прогон» - письмо, в котором, помимо прочего, может сообщаться о прибытии в СИЗО или исправительное учреждение лица, занимающего высшее положение в преступной иерархии.
В 2019 году-первом полугодии 2022 года суды рассмотрели 38 уголовных дел в отношении 42 обвиняемых. Осуждены 32 человека, из них трое – с участием присяжных заседателей. В отношении одного подсудимого дело прекращено по нереабилитирующему основанию – в связи со смертью. При этом криминальный статус «вор в законе» был у 19 осужденных, «положенец» - у семи, а «смотрящий» - у шести человек.
Оправданы девять обвиняемых, их них семеро – присяжными заседателями. В законную силу вступил лишь один оправдательный приговор, в Вологде. В отношении пяти оправданных приговоры были отменены, а их дела направлены на новое рассмотрение. По трем оправдательным приговорам апелляционные представления об их отмене пока не рассмотрены.
В законную силу вступили обвинительные приговоры в отношении 26 осужденных.
По материалам Главного уголовно-судебного управления Генпрокуратуры РФ