На фото БМП армии США готовят к отправке на Украину. Фото сайта defense.gov
«Способны ли американские военные извлечь уроки из конфликта в Украине», – задаются вопросом местные аналитики. По их наблюдениям, традиционные и дорогостоящие виды вооружений показали в украинском конфликте низкую эффективность и высокую уязвимость. Военные корабли, в частности, не принесли никакой особой пользы и были быстро повреждены или потоплены. Вклад боевых вертолетов и самолетов также оказался ниже ожидаемого. Да и сам конфликт, который должен был закончиться за пару недель, явно продлится не один год. С учетом этих наблюдений американские эксперты и советуют США пересмотреть приоритеты финансирования своих военных программ.
Способны ли российские военные и промышленники извлечь уроки из украинского конфликта, мы спрашивать, разумеется, не будем. Тем более что по приказу ФСБ нам не следует обсуждать показатели эффективности российской военной техники или пользу от бюджетных расходов на те или иные виды вооружений (приказ ФСБ от 4 ноября 2022 года № 547). Однако читать выводы американских аналитиков об уроках нынешнего военного конфликта нам не запрещается. Тем более что эти материалы опубликованы в открытой печати – на сайте стратегического центра RAND Corporation, а также в издании Foreign Policy.
США тратят сотни миллиардов долларов на оборону в надежде, что эти инвестиции помогут им выиграть следующую войну. Но при отсутствии опыта реального конфликта с непосредственным вовлечением американской армии очень сложно понять, оправдаются ли нынешнее приоритеты оборонных расходов, пишут ведущие военные эксперты RAND Corporation Рафаэль С. Коэн и Джан Джентиле (Raphael S. Cohen and Gian Gentile). На помощь в оценке эффективности нынешних военных расходов в сценариях будущих войн приходит нынешний украинский кризис. Сегодня вновь поставлен вопрос: нужно ли США пересмотреть то, как они готовятся к будущему конфликту? Не только список вооружения, которое закупает правительство, но и то, как американские стратеги представляют себе войны в XXI веке, – будут ли они короткими или превратятся в мучительную и затяжную борьбу, рассуждают эксперты.
На протяжении десятилетий американское Минобороны формировало вооруженные силы для внезапных скоротечных конфликтов и быстрых интервенций, где ключевую роль играют скорость и точность. Но затяжной украинский конфликт показывает, что Штатам нужно будет готовиться к совершенно другим типам конфликтов, чем они планируют сегодня, отмечают в RAND.
Военным и производителям вооружений нужно пересмотреть требования к применению и разработке новых вооружений. Насыщенность войск противотанковыми средствами и беспилотными средствами требует пересмотра возможностей танков. Высокие потери боевых вертолетов и самолетов также ставят вопросы об эффективности этих средств и их уязвимости по отношению даже к старым средствам ПВО и переносным зенитным ракетам. «Пилотируемые самолеты отошли на второй план перед дистанционно пилотируемыми средствами в битве за небо над Украиной», – утверждают американские авторы.
Украинский конфликт также поднял «обескураживающие вопросы» для Военно-морских сил США. Если страна без каких-либо серьезных военно-морских сил способна топить военные корабли противника, то в США должны задуматься о живучести больших надводных кораблей в современной войне. Использование Украиной небольших беспилотных морских судов американцы считают успехом и советуют своим военным заняться «альтернативными способами использования военно-морской мощи».
Заметим, что выводы о критической уязвимости военных кораблей были сделаны еще 40 лет назад, во время Фолклендской войны. Тогда аргентинцы вызвали шок в британской армии, потопив одной ракетой новейший британский эсминец «Шеффилд». Англичане, в свою очередь, уничтожили крейсер «Генерал Бельграно», после чего весь аргентинский флот вернулся на базы и уже никак не проявлял себя. Так что события 40-летней давности весьма похожи на сегодняшнюю реальность. Однако уроки Фолклендской войны смогли воспринять далеко не все. Высокая уязвимость боевых вертолетов также не новость. Ведь она проявилась, в частности, еще в 1999 году, во время войны в Югославии.
Но почему же американские военные эксперты снова требуют учитывать давно известные недостатки дорогостоящей военной техники? Потому, вероятно, что производство малоэффективных и уязвимых вооружений является прекрасным бизнесом для военно-промышленного комплекса (ВПК) и военной бюрократии. Зачем останавливать производство потопляемых одним выстрелом военных кораблей, если они позволяют осваивать десятки миллионов долларов и создавать множество адмиральских должностей? Зачем предприятиям ВПК включаться в острую конкуренцию производства беспилотников, когда вместо этого начальству можно показать одного сверхзвукового красавца? n
комментарии(0)