На фото верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. Фото сайта khurul.ru |
Отставке Тэло Тулку Ринпоче предшествовал скандал с включением его в список иностранных агентов. Это произошло спустя несколько месяцев после того, как шаджин-лама Калмыкии, уехавший в Монголию из-за отсутствия взаимопонимания с администрацией главы республики Бату Хасикова, говоря в одном из интервью о вооруженном конфликте в Донбассе, дал публичную позитивную оценку украинской стороне. После того инцидента пикейные жилеты в Элисте из различных политических команд начали обсуждать возможные причины появления «непатриотической инвективы» шаджин-ламы.
Версий называлось три: провокация со стороны журналиста («не задал бы вопроса, не появился бы ответ»), работа на Америку («Ринпоче родился в США в семье калмыцких эмигрантов и потом от американского паспорта не отказался, значит, был шпионом»), выход из-под опеки республиканских властей («уехал из Элисты в Монголию, контроль над ним был потерян, вот и наговорил лишнего»).
Те наблюдатели в Элисте, которые старались сохранить объективность, в связи с этими версиями отмечают, что Тэло Тулку Ринпоче занимал пост верховного ламы Калмыкии 30 лет и за это время ни разу не был замечен в каких-либо враждебных России действиях. Две войны на Северном Кавказе в середине 90-х и начале нулевых, война с Грузией в 2008-м, спецоперация в Крыму и конфликт в Донбассе в 2014-м, война в Сирии в 2015 году – никогда шаджин-лама Степной республики не делал враждебных России заявлений. Более того, лидер калмыцких буддистов всегда поддерживал патриотические заявления и акции тогдашних руководителей Калмыкии Кирсана Илюмжинова и Алексея Орлова. А те, в свою очередь, постоянно и деликатно, с большим уважением опекали Тэло Тулку Ринпоче. В результате светские и религиозные власти республики всегда сохраняли «единство курса», помогая и поддерживая друг друга в самых сложных ситуациях.
Ситуация изменилась в 2019 году с приходом на пост главы Калмыкии Бату Хасикова. У него почти сразу же не сложились отношения с шаджин-ламой: в отличие от Илюмжинова и Орлова, Хасиков избегал встреч с Ринпоче, почти не бывал в его резиденции в Центральном хуруле «Золотая обитель Будды Шакьямуни», не принимал буддистского религиозного лидера у себя в «Белом доме». На этом фоне широко расползлись слухи о якобы небуддистских религиозных предпочтениях нового главы республики. Весной 2021 года в беседе с автором этих строк шаджин-лама Калмыкии даже обронил предположение, что, возможно, Хасиков исповедует «иную веру», дав понять, что какая-либо духовная связь между ним и новым руководителем Калмыкии отсутствует.
Очень скоро после этого в калмыцком сегменте соцсетей стали появляться многочисленные и все более агрессивные комментарии в адрес шаджин-ламы с призывами заменить «американца-тибетца» на «настоящего калмыцкого ламу». Злые языки связывали это с интригами некоторых калмыцких чиновников из республиканской администрации, в частности с их стремлением, сменив шаджин-ламу, получить доступ к финансам Центрального хурула, тем более что Калмыкия в последние годы заметно просела в части социально-экономических достижений. Что бы там ни было на самом деле, травля, развязанная против Ринпоче, стала одной из причин, по которой в 2022 году он покинул Элисту и перебрался в Монголию. Очевидно, что республиканские власти несут значительную долю ответственности за такое развитие событий.
Формальная отставка Тэло Тулку Ринпоче с поста верховного ламы Калмыкии не только не стабилизирует религиозную и социально-политическую ситуацию в республике, но, напротив, может сделать ее еще менее управляемой. Кто бы ни занял пост шаджин-ламы (а это, безусловно, будет кто-то из сообщества «калмыцких лам», а не из крайне малочисленной и ослабленной «тибетской группы» в Центральном хуруле), ему будет крайне непросто стать «ламой для всех». В Калмыкии до сих пор имеет значение «улусная конкуренция», в частности, за ресурсные, статусные должности между тремя основными субэтническими калмыцкими группами торгудов, дюрвюдов и бузавов. По имеющимся данным, например, все три главных претендента на пост шаджин-ламы являются дюрвюдами. И хотя формально для буддизма, как и для христианства, «нет ни эллина, ни иудея», на практике субэтнические факторы всегда играют серьезную роль.
«Американец» Тэло Тулку Ринпоче 30 лет обеспечивал единство калмыцкой буддистской общины не только за счет своего особого религиозного статуса (очередного воплощения Тилопы – махасиддхи, основоположника школы Кагью в тибетском буддизме) и уникальной административной должности официального представителя Далай-ламы XIV в России, СНГ и Монголии. Он находился вне периметра субэтнической конкуренции, не имел улусной зависимости, что давало ему возможность выступать в качестве центра духовной и этнической сборки всех калмыков.
Смогут ли быть столь же беспристрастны и независимы от улусных влияний преемники Ринпоче на посту шаджин-ламы – вопрос пока открытый. Не исключено, что через какое-то время в Степной республике появятся отдельные «верховные ламы» для дюрвюдов, торгудов и бузавов, а растерянные верующие станут вновь обращаться к авторитету Тэло Тулку Ринпоче, остающегося в Монголии в статусе особы, приближенной к Далай-ламе XIV, либо же вовсе искать новых религиозных учителей вне желтошапочной традиции Гелуг.
Очень многое в такой непростой ситуации будет зависеть от мудрости и эффективности республиканской власти. Если будет вновь утрачена связь с очередным духовным лидером Калмыкии, а самому новому шаджин-ламе не удастся завоевать авторитет, близкий к тому, что имел и продолжает иметь в республике Тэло Тулку Ринпоче, то буддистская община, а вместе с ней и вся социально-политическая система Степной республики рискует погрузиться в еще более глубокий кризис.