0
3564
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

11.01.2023 18:42:00

Нужно менять не вывески, а финансирование сельских школ

Поправки в закон "Об образовании" могут серьезно повлиять на педагогические коллективы

Николай Махнев

Об авторе: Николай Аркадьевич Махнев – исполнительный директор национального проекта «Сельские школы РФ».

Тэги: закон, образование, сельские школы, финансирование


закон, образование, сельские школы, финансирование Сейчас у нас в стране 56% школ – сельские, и многие из них малокомплектные. Фото Reuters

Государственная дума приняла в первом чтении поправки в закон «Об образовании в РФ», которые позволят переводить школы с муниципального уровня на региональный. По словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, передача школ на региональный уровень позволит повысить качество образования и решить кадровые и материально-технические проблемы.

Но законопроект вызывает достаточное большое количество вопросов, поэтому не случайно он носит рекомендательный характер для регионов. То есть каждый регион должен взвесить все за и против для исполнения этого закона.

Напомню, что сейчас у нас в стране 56% школ – сельские, и многие из них малокомплектные, которые постепенно закрываются. Из практике мы видим: закрыли школу, а следом исчезло и село.

Так случилось, что я много разъезжаю по стране и встречаюсь с коллегами из разных регионов. Итог нашего обсуждения темы законодательных новшеств таков: руководители сельских школ пока не видят в этом законе резкого улучшения для своих учреждений.

За последние годы, напомню, выстроилось более-менее системное финансирование сельской школы. Зарплаты педагогов, учебные расходы идут из средств регионального бюджета, содержание и ремонт зданий, техперсонал школы оплачиваются из средств муниципалитета. При недостаточности финансовых средств на ремонт и реконструкцию школ деньги берут в основном из региональных проектов с федеральными властями.

Мои коллеги считают, что при передаче школ в регионы действительно может усилиться прозрачность финансирования и выгоды получат школы, находящиеся в более слабых в финансовом отношении муниципалитетах. Но не совсем понятно, что в таком случае будет с отделами и управлениями образования. Удаленность от Центра и то, что они станут как бы «не своими» для районов, приведут к ряду проблем.

Есть также опасения, что при смене учредителя могут произойти структурные изменения в сети образовательных организаций – слияние, филиализация, резкие кадровые перемены. В результате работники школ могут потерять свою работу.

На взгляд экспертного сообщества нашего проекта, сильного изменения в лучшую сторону для сельских школ от принятия данного законопроекта не произойдет. За исключением возможных кадровых перемен, разумеется. Только будет ли это плюсом – предугадать довольно трудно.

Проблема в том, что если перед школой, особенно сельской, не будут поставлены новые задачи (развитие агронаправлений, социокультурных компонентов, технических направлений и т.д.), то ситуация вообще мало изменится. Если перед ней будут стоять узкие задачи – предметные баллы, олимпиады, поступление в вузы и т.д., то молодежь по окончании школы будет уезжать из села. Парадокс заключается в том, что чем успешнее школа учит, тем больше она представляет возможности молодежи состояться во взрослой жизни за пределами своей малой родины.

Так что же ей по-настоящему нужно – сельской школе? Формирование региональной идентичности (без нее невозможно развитие сильной России) требует не только смены учредителя школы. Конечно, передача от муниципалитета в регион повышает личную ответственность губернаторов и министров за каждую конкретную школу. Но если не изменится порядок финансирования сельских школ, то денег все равно хватать не будет. Федеральные центры и регионы должны прийти к новой модели финансирования сельских школ. Сегодня сельские школы, пытающиеся развивать новые направления, испытывают большие трудности – финансовые, материальные, кадровые и т.д.

Поэтому нужно переходить к системе многоканального финансирования сельских школ, где часть средств поступает от регионального министерства, муниципалитетов, которые будут доплачивать контрактную надбавку директорам в случае передачи их на региональный уровень. Ведь отрезать муниципалитеты от хорошего, правильного воздействия на школу нельзя. Нужно обязательно предусмотреть возможности их влияния и ответственности за образование.

Сельская школа должна научить своих школьников видеть успешность в сельском образе жизни, видеть свою жизнь и карьеру на своей малой родине. Только при таком изменении она может стать еще и центром притяжения для той части горожан, которые хотят более спокойной и упорядоченной жизни. 



Читайте также


3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

Единый государственный экзамен не отменят, но будут долго совершенствовать

0
1863
4. Иноагентов превратили в «негодяев» в соответствии с законами

4. Иноагентов превратили в «негодяев» в соответствии с законами

Год начался и завершился запретами и ограничениями для нелояльных

0
1897
5. Принят закон, защищающий учителей от оскорблений

5. Принят закон, защищающий учителей от оскорблений

В школах появятся комиссии, которые займутся роддержанием авторитета педагогов

0
1486
Володин продвигает закон против благотворителей-мошенников

Володин продвигает закон против благотворителей-мошенников

Иван Родин

Запрет анонимных фондов в соцсетях, видимо, затронет и сборы денег на СВО

0
1192

Другие новости