0
3510
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

11.01.2023 18:42:00

Нужно менять не вывески, а финансирование сельских школ

Поправки в закон "Об образовании" могут серьезно повлиять на педагогические коллективы

Николай Махнев

Об авторе: Николай Аркадьевич Махнев – исполнительный директор национального проекта «Сельские школы РФ».

Тэги: закон, образование, сельские школы, финансирование


закон, образование, сельские школы, финансирование Сейчас у нас в стране 56% школ – сельские, и многие из них малокомплектные. Фото Reuters

Государственная дума приняла в первом чтении поправки в закон «Об образовании в РФ», которые позволят переводить школы с муниципального уровня на региональный. По словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, передача школ на региональный уровень позволит повысить качество образования и решить кадровые и материально-технические проблемы.

Но законопроект вызывает достаточное большое количество вопросов, поэтому не случайно он носит рекомендательный характер для регионов. То есть каждый регион должен взвесить все за и против для исполнения этого закона.

Напомню, что сейчас у нас в стране 56% школ – сельские, и многие из них малокомплектные, которые постепенно закрываются. Из практике мы видим: закрыли школу, а следом исчезло и село.

Так случилось, что я много разъезжаю по стране и встречаюсь с коллегами из разных регионов. Итог нашего обсуждения темы законодательных новшеств таков: руководители сельских школ пока не видят в этом законе резкого улучшения для своих учреждений.

За последние годы, напомню, выстроилось более-менее системное финансирование сельской школы. Зарплаты педагогов, учебные расходы идут из средств регионального бюджета, содержание и ремонт зданий, техперсонал школы оплачиваются из средств муниципалитета. При недостаточности финансовых средств на ремонт и реконструкцию школ деньги берут в основном из региональных проектов с федеральными властями.

Мои коллеги считают, что при передаче школ в регионы действительно может усилиться прозрачность финансирования и выгоды получат школы, находящиеся в более слабых в финансовом отношении муниципалитетах. Но не совсем понятно, что в таком случае будет с отделами и управлениями образования. Удаленность от Центра и то, что они станут как бы «не своими» для районов, приведут к ряду проблем.

Есть также опасения, что при смене учредителя могут произойти структурные изменения в сети образовательных организаций – слияние, филиализация, резкие кадровые перемены. В результате работники школ могут потерять свою работу.

На взгляд экспертного сообщества нашего проекта, сильного изменения в лучшую сторону для сельских школ от принятия данного законопроекта не произойдет. За исключением возможных кадровых перемен, разумеется. Только будет ли это плюсом – предугадать довольно трудно.

Проблема в том, что если перед школой, особенно сельской, не будут поставлены новые задачи (развитие агронаправлений, социокультурных компонентов, технических направлений и т.д.), то ситуация вообще мало изменится. Если перед ней будут стоять узкие задачи – предметные баллы, олимпиады, поступление в вузы и т.д., то молодежь по окончании школы будет уезжать из села. Парадокс заключается в том, что чем успешнее школа учит, тем больше она представляет возможности молодежи состояться во взрослой жизни за пределами своей малой родины.

Так что же ей по-настоящему нужно – сельской школе? Формирование региональной идентичности (без нее невозможно развитие сильной России) требует не только смены учредителя школы. Конечно, передача от муниципалитета в регион повышает личную ответственность губернаторов и министров за каждую конкретную школу. Но если не изменится порядок финансирования сельских школ, то денег все равно хватать не будет. Федеральные центры и регионы должны прийти к новой модели финансирования сельских школ. Сегодня сельские школы, пытающиеся развивать новые направления, испытывают большие трудности – финансовые, материальные, кадровые и т.д.

Поэтому нужно переходить к системе многоканального финансирования сельских школ, где часть средств поступает от регионального министерства, муниципалитетов, которые будут доплачивать контрактную надбавку директорам в случае передачи их на региональный уровень. Ведь отрезать муниципалитеты от хорошего, правильного воздействия на школу нельзя. Нужно обязательно предусмотреть возможности их влияния и ответственности за образование.

Сельская школа должна научить своих школьников видеть успешность в сельском образе жизни, видеть свою жизнь и карьеру на своей малой родине. Только при таком изменении она может стать еще и центром притяжения для той части горожан, которые хотят более спокойной и упорядоченной жизни. 



Читайте также


Саммит в Баку тонет в словесных баталиях

Саммит в Баку тонет в словесных баталиях

Договариваться об увеличении расходов на климатические изменения становится все сложнее

0
2751
На развитие транспорта потратят триллион рублей

На развитие транспорта потратят триллион рублей

Ольга Соловьева

Дорогие авиабилеты замедляют увеличение пассажиропотока

0
2431
Почему новую разведслужбу Мексики называют аналогом ЦРУ

Почему новую разведслужбу Мексики называют аналогом ЦРУ

Сергей Никитин

Национальный разведывательный центр будет выполнять широкий спектр задач

0
2141
Как онлайн-курсы вдруг стали "институтами"

Как онлайн-курсы вдруг стали "институтами"

Наталья Савицкая

Академию на дому сегодня может открыть любой блогер или частный предприниматель

0
2917

Другие новости