Фото Reuters
Данные, опубликованные в английской прессе о якобы неслыханном ранее росте числа уехавшей за прошлый год из России молодежи в далекую Аргентину (благо виза туда не нужна), многих просто шокировали. Особенно в том, что касается женщин, начиная со студенческого возраста и кончая уже вполне зрелыми и состоявшимися дамами. Ладно бы рвались в эту страну туристы и любители экзотики. Но цель ведь другая – остаться, получить гражданство этой страны.
Названные цифры за прошлый год (около 3 тыс.) и ожидаемые показатели года нынешнего (чуть ли не в три раза больше) говорят лишь об одном: российская молодежь, и особенно ее женский сегмент, явно недовольна и своим положением на родине, и не видит вариантов, при которых сможет на обозримую перспективу что-то изменить. Европа для подавляющего большинства из них фактически закрыта, США и Канада – тем более. Но именно туда по-прежнему тянет более 70% нашей молодежи. А если напрямую попасть не дают, то «нормальные герои всегда идут в обход» – в том числе и латиноамериканский.
Здесь хотелось бы обратить внимание на три ключевых составляющих подобных настроений «уехать в Европу или США через Латинскую Америку» – да еще такую всю из себя «европейскую», как Аргентина.
Прежде всего Аргентина интересует молодых россиянок и семьи в возрасте до 35 лет как место, где можно сравнительно легко получить гражданство. А новорожденному ребенку в Аргентине оно дается автоматически. Аргентинский же паспорт дает возможность много куда ездить без виз. Да и отношение к владельцу аргентинского документа благожелательное в большинстве стран (особенно после последнего чемпионата мира по футболу).
Второе: общий позитив ключевых латиноамериканских стран – от благоприятного климата до комфорта и уюта крупных городов (а Буэнос-Айрес – мегаполис, пожалуй, покруче и Парижа, и Мадрида, и Рима). Долгая зима и хмурые лица жителей Москвы или Питера, по мнению выпускниц ведущих российских вузов, просто не идут ни в какое сравнение с радостными и танцующими миллионами аргентинцев, которые высыпали на центральные площади Буэнос-Айреса после того, как Лионель Месси со товарищи привез на родину желанный чемпионский кубок чемпионов мира по футболу.
Эти две причины за последние пару лет буквально перевернули представление об Аргентине в российском сегменте интернета: сотни разного рода форумов «уже уехавших», «вот-вот собирающихся», «заказавших билеты и подыскивающих себе жилье» создали ощущение какого-то массового вывиха на аргентинской выездной тематике. Причем с виду вроде бы обсуждающие тему отъезда в эту страну – вполне вменяемые и грамотные люди.
Но на самом деле все они по какой-то странной причине не учитывают третью и самую главную составляющую столь желанного российской молодежью из городов-миллионников «аргентинского чуда». До которого нужно якобы только добраться (наиболее удобный вариант – эфиопскими линиями через Аддис-Абебу и Сан-Паулу), а там начнется абсолютно счастливая и беззаботная жизнь.
Так вот, подавляющее большинство рвущихся в Аргентину из России молодых людей не знают не только испанского, но и никакого другого иностранного языка (школьный английский из России там так же нужен, как вьетнамский). На родине они либо продают жилую недвижимость и собственность, чтобы хватило денег «на первое время», либо содержать их, «пока все не образуется на новом месте», станут родители.
Профессиональной подготовки, реально нужной Аргентине, опять-таки практически у всех отъезжающих – никакой. То есть дипломы о высшем образовании имеются, но в Аргентине толк от них – минимальный, за исключением нескольких чисто технических и компьютерных специальностей. Не говоря уже о том, что никто – ни в Буэнос-Айресе, ни в Мендосе с Росарио – их в Аргентине не ждет. Надежды на то, что они – молодые, активные, предприимчивые и им удастся как-то вписаться в местные реалии – большое заблуждение.
Но, судя по всему, опять-таки для подавляющего большинства молодых россиян Аргентина – лишь удобный перевалочный пункт на пути в Европу или США. В страны ЕС и Великобританию владельцу аргентинского паспорта виза не нужна, а в Соединенные Штаты ее дают без проблем. Кстати, одно время Аргентина была единственной страной в Латинской Америке, у которой с США был безвизовый режим, но потом американцы его отменили. И, что показательно, более 90% перебирающихся в Аргентину молодых россиян называют главной причиной, которая их к подобным действиям побудила, – возможность свободно и безвизово путешествовать по миру.
Во всей этой «аргентинской лихорадке», охватившей молодых граждан РФ, на первом месте стоит нынешний выездной занавес с Европой. Попасть туда, но уже с «правильным паспортом» и «цивилизованным гражданством» – предел их мечтаний. А страны Латинской Америки, да еще если их столицы похожи на Европу (на втором-третьем местах по переезду после Аргентины у россиян стоят соседние Уругвай и Чили) – самые подходящие для осуществления подобной мечты направления.
С одной стороны, можно молодых россиян призвать одуматься и не смешивать туристическо-брошюрные впечатления с реалиями жизни в стране, переживающей серьезнейший экономический и финансовый кризис с очень высокой безработицей, не рассчитывать столь наивно на манящее их «аргентинское чудо». Но с другой – сам факт поиска даже столь отдаленных от родины мест для спокойной и комфортной жизни самой активной частью российского общества – недвусмысленный сигнал прежде всего российским властям.