Графика freepik.com
Глобальный рынок цифрового здравоохранения растет опережающими темпами. В 2021 году рынок оценивался примерно в 220 млрд долл., в 2030 году он, по прогнозам, составит порядка 1,5 трлн долл. Темпы роста российского рынка пока более сдержанные. Говоря о медтехе в России, часто в первую очередь имеют в виду именно телемедицину. По данным Businesstat, в 2021 году объем рынка телемедицины России вырос всего на 9,7% – до 4,95 млн дистанционных консультаций (включая коммерческий и государственный сектор). Значительная часть из этого количества консультаций пришлась на поддержку населения в ряде регионов при диагностировании коронавирусной инфекции, а со снижением статистики по этому заболеванию сократилась и динамика развития телемедицинской помощи.
Неоправданные пока ожидания от технологии дистанционной медицины в частном секторе главным образом связаны с тем, что участники рынка пытаются продвигать телемедицину как отдельную услугу. Вместе с тем сила цифровых технологий – именно в интеграции с классическим форматом медицины. Желание представить телемедицину как самодостаточный отдельный сервис превратило ее в незначительный сервисный бантик в арсенале страховых и медицинских организаций формата «мне только спросить».
Будущее – именно за омниканальным гибридным форматом, где есть полная преемственность офлайн- и онлайн-коммуникации пациента и врача/клиники. Для его внедрения потребуется «перепрошить» медицинские организации, разработать соответствующие стандарты оказания медицинских услуг. Все, что необходимо и возможно на текущем этапе технологического развития обеспечить только в режиме очного взаимодействия, должно обеспечиваться в офлайн-режиме, все, что можно вынести в онлайн-формат (а эта доля будет расти), надо делать дистанционно. Соблюдая основной принцип медицинской этики «не навреди», продвигаясь вперед, нужно замерять эффект от внедрения «цифры» на пилотных контролируемых проектах, постепенно отражая изменения в законодательстве.
Стандартизация гибридного формата и соответствующие законодательные изменения позволят со временем включить телемедицинские технологии в пакеты системы обязательного медицинского страхования (ОМС). На сегодняшний день около 90% россиян получают медицинскую помощь именно по формату ОМС. Во многие пакеты дополнительного медицинского страхования (ДМС) дистанционные консультации включены уже сегодня, но в силу их позиционирования, о котором сказано выше, технология не получает достаточного импульса для развития. А ведь именно интеграция технологии в страховые пакеты (на фоне развития пандемии) стала ключевым фактором активного распространения телемедицины во многих странах Запада и Азиатского региона. В 2021 году включение телемедицинской помощи в страховые планы привело к тому, что по суммарному количеству дистанционные приемы догнали очные визиты.
Включение телемедтехнологий в ОМС должно вести к оптимизации расходов системы в целом, сегодня же – без необходимых законодательных изменений (возможность удаленной диагностики и назначения терапии) их активное использование, наоборот, приведет к росту нагрузки: дистанционные приемы будут проходить не взамен части очных, а в дополнение к очным консультациям, с чем системе не справиться.
Сопротивление системы – тоже важный сдерживающий фактор для телемедицины, который нельзя недооценивать. Одно дело – обучить несколько специалистов специфике удаленных приемов, добавив эту опцию в виде отдельной группы врачей с накопленным соответствующим опытом, и совсем другое – перестроить ключевые бизнес-процессы клиники, сделать телемедицину частью бесшовного последовательного процесса диагностики и терапии.
Взять хотя бы самую напрашивающуюся опцию – проведение повторных приемов онлайн: там и особенности текущего законодательства практически не помеха. Но такие изменения требуют большой смелости от менеджмента и смены привычных паттернов поведения от всего медицинского персонала, в силу специфики профессии, настроенного достаточно консервативно.