На фото встреча Сергея Алейника с Государственным Секретарем Святого Престола, кардиналом Пьетро Паролином. Фото пресс-службы Ватикана.
Назначение Сергея Алейника министром иностранных дел Белоруссии вызвало оживленное обсуждение в экспертных и журналистских кругах. Объясняется это не только тем напряжением, которое создалось после скоропостижной и загадочной смерти предыдущего главы МИДа Владимира Макея. Уж насколько интересна была личность Макея, а новый главный дипломат президента Александра Лукашенко оказался еще интереснее. Многие обратили внимание на то, что на протяжении многих лет Алейник был послом Минска в Ватикане и Мальтийском ордене. Даже получив назначение заместителем главы МИДа во времена Макея, он продолжал быть посланником при крохотных, но чрезвычайно влиятельных католических квазигосударствах.
Причем Алейник исполнял эти обязанности как раз в те годы, когда Лукашенко активно осуществлял неформальные дипломатические контакты с западными государствами. Помогали в этом Ватикан и мальтийцы. С помощью рыцарского ордена, собравшего под своей сенью представителей знатных родов Европы, осуществлялись, как гласит молва, весьма деликатные миссии.
Впрочем, отношения с католическими организациями у Минска и на поверхности достаточно оживленные. Многие годы говорят о полноценном конкордате со Святым престолом, правда до сих пор ограничиваются заверениями в плодотворном сотрудничестве, которое и так происходит. Отношения с католиками у Лукашенко несколько подпортились в связи с выступлениями оппозиции после выборов летом 2020 года. Тогда многие верующие и священники вступились за тех, кто был арестован властями во время массовых акций протеста. Некоторые клирики и активисты до сих пор за решеткой. Но конфликт, достаточно жесткий, все же происходит между низшим духовенством и правоохранителями. На официальном уровне Ватикан старается умиротворить Минск, за что и подвергается критике непримиримых оппозиционеров.
В январе с.г. Сергей Алейник побывал на аудиенции у папы Франциска в Ватикане, а в ноябре в Минске отметили 30-летие дипломатических отношений между Святым престолом и Белоруссией. «Ватикан всегда был и остается надежным партнером Республики Беларусь», – сказал в тот день Алейник, тогда еще замминистра, но уже не посланник при Святом престоле. По мнению дипломата, между сторонами – открытые и доверительные отношения. 9 декабря апостольский нунций в Минске архиепископ Анте Йозич в очередной раз заверил белорусов при власти в добрых намерениях Католической церкви: «Несмотря на все трудности, наши отношения складываются, развиваются и будут продолжаться. Ватикан со своей стороны будет делать все возможное не только для развития нашей церкви, но и всего общества».
Как пишут белорусские СМИ, в том числе оппозиционные, в рамках этих отношений большую гуманитарную работу проводят и различные церковные организации. Скажем, в разгар миграционного кризиса зимой 2020/21 года служба «Каритас», как писали местные СМИ, опекала беженцев с Ближнего Востока, застрявших на границе с Польшей. Тогда этот вопрос был чрезвычайно политизирован. Лукашенко обвиняли в создании миграционного кризиса. Но Католическая церковь, как известно, несмотря ни на что, критикует свою самую верную дщерь, Варшаву, в жестоком обращении с беженцами, даже если речь идет о нелегальных каналах переправки мигрантов в Европу.
Вот такие веяния с Запада уловили эксперты при новости о назначении Алейника. Но Белоруссию овеивают и другие ветра, а именно – дующие с Востока. В конце ноября Москву посетила глава Совета Республики Национального собрания Белоруссии Наталья Кочанова. Считается, что она – один из самых близких России влиятельных политиков соседнего государства. Что характерно, поездка включала в себя и «духовную» программу. Кочанова в сопровождении спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко побывала на поклонении в Покровском ставропигиальном женском монастыре в Москве. Эта обитель популярна у верующих, особенно у женщин, потому что там пребывают мощи святой Матроны Московской.
Кочанова вернулась в Минск, и, что любопытно – вслед туда же отправилась и частица мощей Матронушки, как блаженную называют в народе. Правда, эта частица прибыла не из Москвы, а из Элисты. До 26 декабря белорусы смогут прийти на поклон к останкам блаженной, которые считаются в среде особенно набожных граждан чудотворными.
Конечно, гордая церковная интеллигенция с пренебрежением относится к культу Матроны. Ее житие называют сомнительным, а образ – отягченным двусмысленными апокрифами, к которым относится и рассказ о встрече блаженной со Сталиным в осажденной гитлеровцами Москве. Однако в массе верующих ее культ чрезвычайно популярен, тем более что имеет выраженную «целительскую» составляющую, а это невзыскательные богомольцы, кажется, более всего и ценят в паломничестве.
Вот такой «сакральный» мостик перекинут с подачи Белорусского экзархата РПЦ между странами, переживающими сложный период своей истории. Если с католическим западом Минск связывают изощренные дипломатические путы, то путь к братской России лежит через душевную теплоту простенького, но любимого людьми способа прикоснуться к высшему началу.
Политологи считают, что даже в нынешних обстоятельствах Лукашенко продолжает лавировать. Едва ли не ежедневно сообщая о военной угрозе со стороны Европы и НАТО и не ослабляя прессинг в отношении прозападной оппозиции, белорусский президент не стал менять функцию, которую на протяжении многих лет выполняло Министерство иностранных дел, – ниточки, тянущейся к Западу. Надо сказать, что официальный Минск в среду поспешил опровергнуть эти домыслы. «Еще не успели высохнуть чернила на указе главы государства, как начались инсинуации, что Белоруссия ищет пути на Запад через назначение нового министра. Эти выводы делаются из биографии Сергея Федоровича. «Да, он много работал на западном направлении, но так сложилась его судьба, – сказал премьер-министр Белоруссии Сергей Головченко в среду. – Мы не ищем пути на Запад, пусть они ищут пути к нам. Не мы рвали эти связи, не мы предпринимали враждебные действия, не мы вывозили посольства, не мы вводили санкции и запреты». Но всегда остается пространство для воображения, если что-то сочли нужным опровергнуть.
Поэтому так много говорят о «ватиканско-мальтийском» бэкграунде Алейника. Но и показная лояльность Москве находит свое отражение в мероприятиях патриаршего экзарха митрополита Вениамина (Тупеко). Так, жесты, связанные с религиозной жизнью, сопровождают и оттеняют затейливую политику подлинного «владыки» Белоруссии.