0
6659
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

08.12.2022 17:25:00

Защита интересов силовиков становится приоритетом

Деньги на национальную безопасность осваиваются, но предусмотренные стратегические цели не достигаются

Александр Сухаренко

Об авторе: Александр Николаевич Сухаренко – независимый антикоррупционный эксперт, директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности РФ (г. Владивосток).

Тэги: закон, госрасходы, нацбезопасность, мвд, росгвардия, фсб, фсин, правонарушения, коррупция

Полная online-версия

закон, госрасходы, нацбезопасность, мвд, росгвардия, фсб, фсин, правонарушения, коррупция Фото сайта mosreg.ru

Подписанный президентом весьма обширный федеральный закон № 466 (более 4,3 тыс. страниц) о трехлетнем (дефицитном) бюджете в очередной раз сулит немалую прибавку всем силовым ведомствам. Однако на сей раз куда большую, нежели раньше. «По сравнению с нынешним годом доля госрасходов по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» увеличится с 10,1 до 14,9% в 2025 году, а в денежном выражении более чем в 1,5 раза – с 2,7 до 4,3 трлн руб. Эта статья расходов покажет самый значительный рост», – следует из заключения Счетной палаты РФ. Как и следовало ожидать, главным получателем бюджетных ассигнований осталось МВД России, которому в следующем году отойдет 844 млрд руб., а еще 929,2 и 955,6 млрд – в 2024–2025 годах. Финансирование вездесущих органов безопасности (ФСБ) увеличится с 450,2 до 477,3 млрд руб., а подшефных им пограничников – с 166,3 до 178,5 млрд. В свою очередь, затраты на содержание ФСИН подрастут с 232,4 до 258,7 млрд руб. Куда меньше получат прокуратура и следствие: 152 и 170 млр. руб. соответственно. Казна Росгвардии пополнится 314, 327,3 и 335,5 млрд руб. соответственно. Заметно подросли госзатраты и на «прикладную науку» в данной сфере – с 37,3 до 51 млрд руб. Непонятно, правда, в связи с чем. Для сравнения: на реализацию миграционной политики (учитывая многотысячную армию нелегалов) отпущено всего по 2,8 млрд в год. Но и это еще цветочки: на «прочие вопросы» нацбезопасности и правоохраны хотят потратить свыше 1,8 трлн руб. в 2023-м и по 1,5 трлн – в 2024–2025 годах. На что пойдут столь внушительные суммы, так и останется загадкой.

Резонный вопрос, к чему такой шик при столь высокой инфляции (12,6%), значительном уровне бедности (официально 17,2 млн, или 12% населения), экономической неопределенности и стабильно невысоком уровне преступности (за 10 месяцев – 1,6 млн, или минус 1,7%) – ответ вполне очевиден. Несмотря на растущее недовольство населения уровнем своих доходов, соцслужбы (ВЦИОМ и ФОМ) не зафиксировали всплеска протестности среди россиян. Оно и понятно: обоснованный страх большинства сограждан перед возможным уголовным преследованием дает о себе знать. Так, если в 2021 году за участие в массовых беспорядках и несанкционированных акциях осудили 45 человек, то за первое полугодие текущего года уже 55. И это без учета осужденных по сопутствующим (антиэкстремистским) статьям УК РФ.

2-3-650.jpg
Источник: Минфин РФ

«Предоставленный законами от 4 марта (речь идет о введении ст. 280.3 УК РФ) дополнительный инструментарий позволил своевременно изолировать тех, кто раскачивал ситуацию. Определенный всплеск несогласованных акций произошел в ряде субъектов в начале сентября. Все они были пресечены. Вместе с Роскомнадзором ограничен доступ к 150 тыс. сайтов, содержавших призывы к массовым беспорядкам и иные сведения, направленные на дестабилизацию обстановки. Пресечено 4,5 тыс. административных правонарушений, связанных с дискредитацией вооруженных сил и распространением недостоверных сведений об их использовании, а также возбуждено свыше 100 уголовных дел», – заявил в Госдуме глава МВД России Колокольцев.

Между тем избыточное финансирование правоохранительной системы отнюдь не способствует повышению ее эффективности. По данным Генпрокуратуры России, из 1,6 млн выявленных за 10 месяцев нынешнего года преступлений нераскрытыми остались более 700 тыс. (!), треть из которых – тяжкие и особо тяжкие. В их числе 122 убийства, 159 фактов тяжкого вреда здоровью и 176 разбоев. Весьма существенным остается и количество укрываемых преступлений – 139,5 тыс. (в 2021-м – 181,8 тыс.), из которых более 23 тыс. (33,6 тыс.) – тяжкие. Общая и отраслевая структура экономической преступности не меняется годами, растет лишь размер ущерба. Несмотря на некий прирост должностной коррупции и взяточничества, объем выявляемого крупняка по-прежнему невелик: 15,3 тыс./2,8 тыс. и 17,2 тыс./2,7 тыс. соответственно. Количество злоупотреблений полномочиями и вовсе сократилось на 11% (до 1,8 тыс.). Раскрываемость совершаемых мошенничеств и киберпреступлений не превышает трети. Не внушает оптимизма и уровень возмещения причиняемого преступниками материального ущерба. В частности, из 41,7 млрд руб. коррупционного ущерба было возмещено лишь 16% (6,6 млрд). Для сравнения, за 10 месяцев прошлого этот показатель был на уровне 36% (19,9 млрд из 55,7 млрд).

На фоне значительных бюджетных вливаний вызывает недоумение недавнее высказывание главы МВД о хроническом недофинансировании ведомства, в том числе низкие зарплаты, провоцирующие отток квалифицированных кадров. По его словам, некомплект личного состава достиг 90 тыс. При этом МВД предстоит набрать до 2026 года еще 42 тыс. сотрудников для работы в присоединенных к России ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях. Их планируется набирать за счет местных.

Спрашивается, а куда же деваются ежегодно выделяемые МВД миллиарды? По словам начальника финансового департамента МВД России Ирины Кальбфляйш, основная часть ведомственных расходов (72%) идет на реализацию госпрограммы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности». Ежегодный объем бюджетных ассигнований на нее превышает 700 млрд руб. (по открытой части). Среди приоритетных направлений расходов госпрограммы и министерства в целом она выделила: расчеты с персоналом (зарплаты и иные выплаты), составляющие 649,5 млрд; соцвыплаты – 293,3 млрд, в том числе жилищное обеспечение (4,6 млрд!?); медобеспечение (9,7 млрд). Оставшаяся часть бюджетных средств приходится на обеспечение текущей деятельности ведомства (98,4 млрд), в том числе на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, строительство спецобъектов (12,6 млрд), иные расходы, в том числе специальные (4,5 млрд).

2-3-2.jpg
Источник: МВД РФ

Несмотря на расставленные приоритеты, степень реализации госпрограммы, по утверждению Счетной палаты РФ, остается средней, в то время как уровень ее кассового исполнения и управления – высоким. Получается, что выделяемые на ее реализацию средства осваиваются, а предусмотренные ею стратегические цели почему-то не достигаются. К их числу относятся повышение качества и результативности противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности, обеспечения общественной безопасности и безопасности дорожного движения, а также создание условий, способствующих эффективному развитию миграционных процессов.

Что касается зарплатных денег, то их вроде бы как и хватает, но кадровый голод почему-то сохраняется. Видимо, хромает механизм их распределения внутри самого ведомства, которое вкупе с нехваткой жилья и соцгарантий дает о себе знать. В этой связи не совсем понятно объявленное президентом грядущее увеличение штатной численности ОВД (без персонала по охране и обслуживанию зданий) до 922 тыс. (к 2025 году – до 938 тыс.), из которых 770,5 тыс. (786,2 тыс.) будут полицейскими. К слову, в сентябре президент уже увеличил численность центрального аппарата МВД на 180 человек – с 6,5 до 6,7 тыс. При этом правительство должно быть готово выделить МВД дополнительные средства.

Пока кадровые и финансовые неурядицы МВД не решены, то и дело всплывают уголовные дела о махинациях с эмвэдэшными деньгами. Так, в ноябре Курганский облсуд приговорил бывшего замначальника областного УМВД к 12 годам колонии строгого режима со штрафом в 2,7 млн руб. Также осудили начальника (10 лет) и бухгалтера (5 лет) шадринского отдела полиции. Как установил суд, еще в мае 2012 года замначальника организовал и возглавил преступную группу по хищению денежных средств, присваивая премии личного состава межмуниципального отдела полиции, выдавая сотрудникам зарплату не в полном объеме. Присвоенные средства тратились на увеселения, дорогостоящие ювелирные изделия и улучшение жилищно-бытовых условий. В общей сложности осужденные присвоили порядка 53,5 млн руб.



Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
3926
Дети киргизской элиты пошли в политику

Дети киргизской элиты пошли в политику

Виктория Панфилова

Власти страны призвали проверять кандидатов в депутаты на причастность к коррупции и криминалу

0
3465
Госдума возвращает миграционную политику правительству

Госдума возвращает миграционную политику правительству

Иван Родин

Пособничество нелегальным гастарбайтерам объявлено особо тяжким преступлением

0
3973
Миграционные законы в России запретили многое

Миграционные законы в России запретили многое

Андрей Захватов

Разговоры об одном и том же идут десятилетиями, и это вызывает беспокойство  

0
6392

Другие новости