0
5689
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

07.12.2022 19:02:00

НАТО будет противостоять России на западе Африки

Почему Мавритания превращается в форпост альянса в регионе

Николай Плотников

Алексей Романов

Об авторе: Николай Дмитриевич Плотников – руководитель Центра научно-аналитической информации (ЦНАИ) Института востоковедения РАН, доктор политических наук; Алексей Сергеевич Романов – ведущий специалист ЦНАИ Института востоковедения РАН.

Тэги: западная африка, мавритания, нато, конфронтация, внешняя политика, россия


западная африка, мавритания, нато, конфронтация, внешняя политика, россия Фото Reuters

Похоже, миротворческие миссии западных стран в Мали терпят неудачу. Вслед за Францией и Британией в Германии задумались о выводе своих войск из этой африканской страны. Обоснование у всех стандартное: растущая там активность исламистов и якобы рост российского военного присутствия в лице уже ставшей почти мифической ЧВК «Вагнер».

Однако из Западной Африки коллективный Запад, а если говорить точно, Североатлантический альянс, уходить не намерен. Опорной базой блока становится Исламская Республика Мавритания (ИРМ). Ее выбор в качестве основного партнера НАТО в регионе обусловлен тем, что она граничит с Западной Сахарой, Сенегалом, Алжиром, Мали и находится на стыке двух важных районов Западной Африки – Магриба и Сахеля. ИРМ приобрела еще большее значение с момента выхода ее соседа – Мали – из Сахельской группы пяти (G5 Сахель, штаб-квартира в столице Мавритании Нуакшоте, члены: Мали, Буркина-Фасо, Нигер, Чад и Мавритания).

Как считают в руководстве НАТО, сотрудничество с Мавританией позволит сохранить влияние на южном фланге ответственности блока – южнее тропика Рака в Атлантическом океане и Центральной Африке. По словам генсека альянса Йенса Столтенберга, это даст возможность конкурировать в регионе Западной Африки с растущим влиянием РФ и Китая, использующих «экономические рычаги принуждения» для продвижения там своих интересов.

Трудно сказать, откуда у Столтенберга страхи относительно экспансии России. Возможно, его испугали намерения Москвы провести в 2023 году 2-й российско-африканский саммит? Но это суверенное дело России и стран Африки. Как бы там ни было, но с целью не допустить, как считает главный натовец, усиления там влияния Кремля из Брюсселя в Нуакшот зачастили разного рода делегации альянса. В свою очередь, желанными гостями в штаб-квартире НАТО стали мавританские чиновники.

Мавритания с 1995 года является партнером Североатлантического альянса в рамках Средиземноморского диалога (в него также входят Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Марокко и Тунис). На основании Индивидуального плана партнерства специалисты НАТО проводят консультации и осуществляют обучение командного состава национальной армии и структур безопасности Мавритании, оказывают помощь в наращивании потенциала и инфраструктуры ее вооруженных сил.

На саммите альянса в Брюсселе в июне 2021 года было заявлено об «угрозе коллективной безопасности НАТО в связи с эскалацией в Сахаро-Сахельском регионе». На саммите в Мадриде летом этого года было объявлено о выделении Мавритании нового пакета помощи, размеры которой и детали не раскрываются. В общих чертах было сказано, что первоочередное внимание в рамках этой помощи планируется уделить поддержке мавританской армии в вопросах разведки, проведения спецопераций и обеспечения безопасности на море.

Основу сотрудничества блока с Мавританией составляет борьба с международным терроризмом «на дальних рубежах». Речь идет об «Исламском государстве» (ИГ, запрещено в России) и аффилированных с ним экстремистских структур типа «Аль-Каида исламского Магриба», «Ансар ад-Дин», «Боко Харам» (деятельность всех запрещена в России). Однако, несмотря на обещания, страны НАТО так и не смогли обеспечить безопасность местного населения в ходе проводимых с 2014 года антитеррористических операций «Бархан» и «Такуба».

Результаты гуманитарных действий европейцев также весьма скромны. Помимо обострения ситуации с терроризмом в Мали, Центральноафриканской Республике, Нигере и Чаде, через страны Западной Африки в Евросоюз поступают латиноамериканский кокаин и афганский героин, идет поток незаконной миграции, оружия.

Но Запад больше заботит доступ к минеральным ресурсам региона. Промышленность стран ЕС, в том числе военная, заинтересована в поставках африканского кобальта, слюды, цинка, свинца, меди, титана, циркония, марганца, хрома, металлов платиновой группы, урана и бокситов. Складывающаяся в Западной Африке обстановка рассматривается руководством НАТО как удобный фон для смещения акцентов политики блока на африканском направлении. Обозначив намерение оказывать помощь странам региона, Брюссель сохраняет возможность поддерживать в нем кризисные процессы, проецируя силу с территории относительно стабильной Мавритании.

Увеличивающееся геостратегическое значение ИРМ для НАТО совпадает и с ее растущим значением как производителя и экспортера природного газа. За счет Мавритании европейские страны НАТО рассчитывают укрепить собственную энергетическую безопасность. Для этого Брюссель планирует содействовать урегулированию разногласий между Нуакшотом и Рабатом и обеспечить в среднесрочной перспективе поставки природного газа из шельфовых месторождений в мавританских территориальных водах (месторождения «Торто Ахмейм», «Бир Аллах» и «Орка») и Западной Сахары (бассейн в районе г. Дахла). Как заявил министр нефти Мавритании Абдессалам Ульд Салах, его страна на фоне отказа Европы от российского газа готова стать для нее одним из источников голубого топлива.

В НАТО также выражают надежду на то, что военное присутствие блока в регионе обеспечит и плановое строительство перспективной подводной газовой магистрали Нигерия–Марокко, которая пройдет вдоль западного побережья Африки. Соглашения по этому проекту были подписаны в сентябре 2022 года.

Таким образом, Мавритания за короткий срок превратилась из одного из партнеров в зоне Сахеля в единственного партнера НАТО в этом регионе. Судя по звучащим из Брюсселя заявлениям, роль этой стране отводится не очень завидная: она должна не только стать базой НАТО для противодействия мифической российской экспансии в Западной Африке, но и принять непосредственное участие в противодействии внешней политике России на Африканском континенте в целом. 


Читайте также


Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1315
У нас

У нас

0
500
Багдад опасается войны в ливанском стиле

Багдад опасается войны в ливанском стиле

Игорь Субботин

Ирак мобилизует силы для отражения атак Израиля

0
1248
Две судьбы русского православия в Прибалтике

Две судьбы русского православия в Прибалтике

Милена Фаустова

Эстония требует запрета «московской» церкви, а Латвия выделяет ей финансирование

0
1790

Другие новости