Фото Reuters
Похоже, миротворческие миссии западных стран в Мали терпят неудачу. Вслед за Францией и Британией в Германии задумались о выводе своих войск из этой африканской страны. Обоснование у всех стандартное: растущая там активность исламистов и якобы рост российского военного присутствия в лице уже ставшей почти мифической ЧВК «Вагнер».
Однако из Западной Африки коллективный Запад, а если говорить точно, Североатлантический альянс, уходить не намерен. Опорной базой блока становится Исламская Республика Мавритания (ИРМ). Ее выбор в качестве основного партнера НАТО в регионе обусловлен тем, что она граничит с Западной Сахарой, Сенегалом, Алжиром, Мали и находится на стыке двух важных районов Западной Африки – Магриба и Сахеля. ИРМ приобрела еще большее значение с момента выхода ее соседа – Мали – из Сахельской группы пяти (G5 Сахель, штаб-квартира в столице Мавритании Нуакшоте, члены: Мали, Буркина-Фасо, Нигер, Чад и Мавритания).
Как считают в руководстве НАТО, сотрудничество с Мавританией позволит сохранить влияние на южном фланге ответственности блока – южнее тропика Рака в Атлантическом океане и Центральной Африке. По словам генсека альянса Йенса Столтенберга, это даст возможность конкурировать в регионе Западной Африки с растущим влиянием РФ и Китая, использующих «экономические рычаги принуждения» для продвижения там своих интересов.
Трудно сказать, откуда у Столтенберга страхи относительно экспансии России. Возможно, его испугали намерения Москвы провести в 2023 году 2-й российско-африканский саммит? Но это суверенное дело России и стран Африки. Как бы там ни было, но с целью не допустить, как считает главный натовец, усиления там влияния Кремля из Брюсселя в Нуакшот зачастили разного рода делегации альянса. В свою очередь, желанными гостями в штаб-квартире НАТО стали мавританские чиновники.
Мавритания с 1995 года является партнером Североатлантического альянса в рамках Средиземноморского диалога (в него также входят Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Марокко и Тунис). На основании Индивидуального плана партнерства специалисты НАТО проводят консультации и осуществляют обучение командного состава национальной армии и структур безопасности Мавритании, оказывают помощь в наращивании потенциала и инфраструктуры ее вооруженных сил.
На саммите альянса в Брюсселе в июне 2021 года было заявлено об «угрозе коллективной безопасности НАТО в связи с эскалацией в Сахаро-Сахельском регионе». На саммите в Мадриде летом этого года было объявлено о выделении Мавритании нового пакета помощи, размеры которой и детали не раскрываются. В общих чертах было сказано, что первоочередное внимание в рамках этой помощи планируется уделить поддержке мавританской армии в вопросах разведки, проведения спецопераций и обеспечения безопасности на море.
Основу сотрудничества блока с Мавританией составляет борьба с международным терроризмом «на дальних рубежах». Речь идет об «Исламском государстве» (ИГ, запрещено в России) и аффилированных с ним экстремистских структур типа «Аль-Каида исламского Магриба», «Ансар ад-Дин», «Боко Харам» (деятельность всех запрещена в России). Однако, несмотря на обещания, страны НАТО так и не смогли обеспечить безопасность местного населения в ходе проводимых с 2014 года антитеррористических операций «Бархан» и «Такуба».
Результаты гуманитарных действий европейцев также весьма скромны. Помимо обострения ситуации с терроризмом в Мали, Центральноафриканской Республике, Нигере и Чаде, через страны Западной Африки в Евросоюз поступают латиноамериканский кокаин и афганский героин, идет поток незаконной миграции, оружия.
Но Запад больше заботит доступ к минеральным ресурсам региона. Промышленность стран ЕС, в том числе военная, заинтересована в поставках африканского кобальта, слюды, цинка, свинца, меди, титана, циркония, марганца, хрома, металлов платиновой группы, урана и бокситов. Складывающаяся в Западной Африке обстановка рассматривается руководством НАТО как удобный фон для смещения акцентов политики блока на африканском направлении. Обозначив намерение оказывать помощь странам региона, Брюссель сохраняет возможность поддерживать в нем кризисные процессы, проецируя силу с территории относительно стабильной Мавритании.
Увеличивающееся геостратегическое значение ИРМ для НАТО совпадает и с ее растущим значением как производителя и экспортера природного газа. За счет Мавритании европейские страны НАТО рассчитывают укрепить собственную энергетическую безопасность. Для этого Брюссель планирует содействовать урегулированию разногласий между Нуакшотом и Рабатом и обеспечить в среднесрочной перспективе поставки природного газа из шельфовых месторождений в мавританских территориальных водах (месторождения «Торто Ахмейм», «Бир Аллах» и «Орка») и Западной Сахары (бассейн в районе г. Дахла). Как заявил министр нефти Мавритании Абдессалам Ульд Салах, его страна на фоне отказа Европы от российского газа готова стать для нее одним из источников голубого топлива.
В НАТО также выражают надежду на то, что военное присутствие блока в регионе обеспечит и плановое строительство перспективной подводной газовой магистрали Нигерия–Марокко, которая пройдет вдоль западного побережья Африки. Соглашения по этому проекту были подписаны в сентябре 2022 года.
Таким образом, Мавритания за короткий срок превратилась из одного из партнеров в зоне Сахеля в единственного партнера НАТО в этом регионе. Судя по звучащим из Брюсселя заявлениям, роль этой стране отводится не очень завидная: она должна не только стать базой НАТО для противодействия мифической российской экспансии в Западной Африке, но и принять непосредственное участие в противодействии внешней политике России на Африканском континенте в целом.