Фото Reuters
ЦИК Казахстана обнародовал первые официальные данные по выборам президента. При количестве избирателей в 11 953 465 граждан явка составила 69,43%, иначе говоря, 8 299 501 человек пришли на избирательные участки. Касым-Жомарта Токаева поддержали 81,31% проголосовавших, или 6 456 392 человека. Прекрасный результат, можно поздравить политика. Он первый раз шел на выборы не как «преемник», «ставленник», «член команды», «в списке», а баллотировался как независимый самостоятельный политик, прошедший большую школу политической борьбы, и в результате убедительно победил с огромным отрывом.
Будет много восторженных материалов, оценок и демонстраций поддержки, сопричастности – как внутри, так и за пределами Казахстана. Действительно, выборы прошли высокоорганизованно, что является для этой страны нормой. Пожалуй, единственный неприятный момент, что кандидат «против всех» предварительно обошел всех малоизвестных конкурентов действующего президента. Объективно поводов для каких-либо протестов у граждан Казахстана просто нет. Власть сумела создать необходимые условия для свободного волеизъявления граждан. Но дьявол, как говорится, в деталях.
Простая математика показывает, что фактически избранного президента Казахстана поддержали примерно 54% избирателей. Иными словами, почти 46% населения республики старше 18 лет не сочли возможным активно и ясно высказаться в поддержку Токаева, а большинство из этой части избирателей являются социально-экономической и политической базой государственного устройства. Для большей объективности можно отнять несколько процентов, которые не смогли проголосовать по объективным причинам, но определенно 40% заняли позицию как минимум (и это в лучшем случае) сторонних наблюдателей. Это важно понимать вновь избранному руководителю.
Предвыборный лозунг Касым-Жомарта Токаева «Справедливый Казахстан – для всех и для каждого» накладывает на него большую ответственность. Если в течение нескольких ближайших лет граждане не почувствуют этой самой «справедливости» в действии, как изменится настроение этих примерно 46% избирателей, предугадать сложно. Кроме того, надо полагать, что из поддержавших 54% некоторые явно сделали это «по инерции», «по традиции» поддержки центральной власти или же выдав определенный кредит доверия, который тоже придется оправдать президенту Казахстана.
Нужно обратить пристальное внимание на тот факт, что в трех самых населенных городах Казахстана явка оказалась значительно ниже, чем в других регионах. В Астане и Алма-Ате, где количество людей с высшим образованием пропорционально значительно выше, чем где бы то ни было по республике, показатели следующие: 48,6 и 28,72% соответственно. Также существенно ниже средней была явка в одном из трех городов с населением более миллиона человек – Чимкенте: 59,79%. Это довольно тревожный сигнал для власти. В этих населенных пунктах сосредоточено около четверти всего населения Казахстана.
В своем недавнем обращении к народу Токаев обозначил планы больших перемен в жизни республики. Граждане ждут значимых изменений именно во внутригосударственной составляющей политики власти. Высокая поддержка среди проголосовавших за Токаева объясняется ожиданиями скорых улучшений в жизни обывателей.
Безусловно, активность президента Казахстана на международной арене повышает узнаваемость республики в мире, поднимает авторитет политиков, но напрямую слабо влияет на жизнь простых людей, а провести логические цепочки взаимосвязей между этими явлениями часть избирателей республики не в состоянии.
Когда в твоей стране более 25 крупных международных корпораций добывают энергоресурсы, металлы, уран и прочее сырье, когда около 70% экономики находится под контролем англосаксов, позиция профессионального дипломата Касым-Жомарта Токаева, высказанная им: «…мы просто обязаны проводить многовекторную, как принято сейчас говорить, внешнюю политику», понятна и объяснима. Вот только исторический закон, открытый нами недавно, гласит: итог многовекторной политики всегда государственный переворот. И очень похоже, что это даже не исторический закон, а аксиома.
В первом полугодии 2023 года в Казахстане по плану вновь избранного президента должны состояться досрочные выборы парламента. И это будет последний раз, когда Токаев «попросит» кредит доверия у населения. Дальше кредиты придется возвращать.
У Токаева есть всего семь лет, и если народ Казахстана вновь не внесет изменений в Конституцию страны, то уже через пять с небольшим лет президент станет «хромой уткой» даже при наличии преемника, точнее, особенно при его наличии. В то же время оппозиция успеет основательно подготовиться, а пути ее могут быть различными – от откровенных и явных до скрытых действий. Восток – дело тонкое. Пока ситуация в стране далека от безоблачной. Несмотря на убедительную победу Касым-Жомарта Токаева, почти половина населения, не участвуя в выборах, проголосовав «против всех» и за малоизвестных кандидатов, фактически самоустранилась от поддержки нынешней власти.