Фото REUTERS
Начинающийся визит в Москву президента Кубы Мигеля Диас-Канеля – далеко не рутинное протокольное мероприятие в отношениях между нашими странами. Если для кубинского руководителя основная задача его заграничного турне с посещением помимо России Алжира, Турции и Китая – срочно получить техническую помощь в сфере модернизации национальных энергетических объектов (причем Москва – далеко не самый главный партнер в этом деле), то для России и ее руководства важность приезда гостя из Гаваны намного принципиальнее.
Официально визит частично приурочен к открытию памятника прежнему кубинскому руководителю Фиделю Кастро. Установлен он в районе метро «Сокол», а его стоимость составляет около 300 тыс. долл. Задуман проект был сразу же после смерти команданте, и с тех пор на уровне районных властей и представителей различных политических партий шли дискуссии относительно уместности возведения памятника в Москве якобы «авторитарному руководителю социалистического государства» в то время, когда в России от социализма не осталось и следа, а сама она идет по пути «подлинной демократии».
Напомню, что еще в 2017 году одна из площадей Москвы уже была названа именем Фиделя, а теперь ему будет установлен и памятник. Кстати, последний свой визит в российскую столицу кубинский президент наносил три года назад, и тогда речь шла больше о фиксации имевшихся общих подходов к ключевым международным проблемам, но в относительно понятной и не столь конфронтационной международной обстановке, какой она является на данный момент.
Что интересует кубинцев сейчас в России? Прежде всего – помощь и взаимодействие в области энергетики, которые являются важнейшими для элементарного выживания государства. Нехватка современного и износ имеющегося энергооборудования приводит на Кубе к постоянному дефициту электроэнергии по всему острову. Именно поэтому Гавана в ходе визита президента страны по государствам, занимающим в сфере энергетики лидирующие позиции, намерена получить срочную помощь.
А вот для внешнеполитических интересов России нынешний визит имеет совершенно иную подоплеку. Куба – одна из очень немногих стран, которая в ООН регулярно голосует против любых резолюций, направленных на дискредитацию и очернение имиджа Москвы на международной арене. При этом Гавана занимает подобную позицию исключительно принципиально, невзирая на то, как и по каким причинам голосуют в таких случаях все остальные страны – даже те, кого по какой-то малопонятной причине Россия все еще считает своими союзниками.
А ведь именно Россия при прежнем руководстве попросту предала Кубу после распада СССР и наносила годами ущерб Острову свободы куда даже больший, чем самые суровые американские санкции. Тем не менее нынешний руководитель Кубы подходит к складывающейся ситуации сугубо прагматически и обращается к Москве за помощью потому, что надеется ее в той или иной форме непременно получить.
Также принципиален и сам нынешний момент тотальной конфронтации России и коллективного Запада, прежде всего США. Ни для кого не секрет, что теоретически Куба все время пытается найти какие-то точки соприкосновения с Америкой и добиться в какой-то форме если не полной отмены, то как минимум смягчения имеющихся санкций. Между тем с подобными ожиданиями (пусть только в глубине души, но тем не менее) на нечто похожее надеются и определенные круги в политических верхах в Москве.
Однако реалии сегодняшней жизни таковы, что на Кубу России надо если не возвращаться в «советском формате» – военном, экономическом, научно-техническом, то как минимум полностью менять свое видение этого острова просто как части суши, находящейся рядышком с территорией Соединенных Штатов. Это сегодня насущная необходимость, если учесть тот факт, что нынешнее противостояние Москвы и Вашингтона – на длительную перспективу, и оно со временем будет лишь обостряться.
Здесь возникают две весьма существенные проблемы, каждая из которых по идее и должна быть обсуждена в ходе встреч двух президентов. Готова ли сама Россия к полномасштабному (а не такому, как сейчас) возвращению на Кубу, именно учитывая нарастающую неопределенность в мире и по-прежнему ухудшающиеся отношения между США и РФ? И согласна ли будет Куба стать той самой «дубинкой под боком» у Америки, если Россия в обмен на подобное согласие окажет острову действительно не одноразовую, а стабильно предоставляемую экономическую поддержку?
Понятно, что не присоединяющиеся к бойкоту России зарубежные государства вовсе не являются ее союзниками. Они лишь пытаются любыми средствами избежать втягивания в конфликт Москвы и коллективного Запада, но никак не поддерживать Россию в этой конфронтации (пусть и по разным причинам). Для Кубы же тесное взаимодействие с РФ – одна из форм реального выживания государственности при наличии острейших, прежде всего экономических проблем. И речь в данном случае идет не о ремонте одной-двух электростанций или замене трансформаторного оборудования, которому в некоторых случаях более 30–40 лет от роду.
Для начала Москве надо принять решение о полномасштабном восстановлении всех форм сотрудничества с Кубой. А затем попытаться убедить ее президента в том, что это поможет ему существенно улучшить жизнь рядовых кубинцев. Важно и то, что если подобное взаимопонимание будет достигнуто, то Гаване придется на ближайшую перспективу забыть о каком бы то ни было восстановлении даже минимально позитивных отношений с Вашингтоном.
Вот только пойдут ли на подобное нынешние кубинские руководители? Ведь у них есть в «обойме помощи» еще и Китай. Да и сможет ли Москва «перешагнуть» через имеющиеся в ее внешней политике догмы и стереотипы и сделать ставку в Западном полушарии именно на очевидные выгоды, которые можно было бы получить от Гаваны? Именно от этого и будет зависеть, как в дальнейшем будут развиваться отношения не только между двумя нашими странами, но и вся геополитическая обстановка в мире.