Фото с официальной страницы МИД РФ в социальной сети
Россия, Китай и страны региона Центральной и Южной Азии пока не смогли выработать общерегионального подхода к многолетней афганской проблеме. Решение этой задачи должно стать приоритетом Московского формата консультаций по Афганистану, четвертое заседание которого состоялось в среду 16 ноября в российской столице. Его участники в очередной раз пришли к консенсусу относительно необходимости создания в Кабуле инклюзивного этнополитического правительства, однако не озвучили практических рецептов, как убедить пойти на этот прогрессивный шаг лидеров режима «Талибана» (организация запрещена в РФ).
В четвертом заседании Московского формата приняли официальное участие представители 10 государств – России, Китая, Ирана, Индии, Пакистана и республик Центральной Азии, а также наблюдатели от Турции, Катара, ОАЭ и Саудовской Аравии. В отличие от третьего заседания в октябре 2021 года, на этот раз в дискуссии в «Президент-Отеле» не принимали участие представители талибов: организаторы мероприятия объяснили отказ пригласить на Мосформат делегацию «яростных мулл» неконструктивной позицией талибов в отношении необходимости создания в Афганистане инклюзивного этнополитического правительства. Соответствующее пожелание было включено в резолюцию третьего Мосформата, но в итоге его талибы проигнорировали, и неприглашение делегации «Талибана» на Мосформат-4 можно рассматривать как санкционную меру.
Как заявил спецпредставитель президента РФ по Афганистану Замир Кабулов, все участники встречи 16 ноября однозначно высказались в поддержку образования в Кабуле нового инклюзивного правительства, в котором бы были представлены все основные этнические и политические группы. «Все мы одинаково видим ситуацию в Афганистане, и все однозначно выступаем за скорейшее формирование в этой стране этнополитически инклюзивного правительства, – цитирует ТАСС российского дипломата. – Теперь вопрос заключается в том, как этого достичь».
Собственно, это и есть главный вопрос актуальной политической ситуации в Афганистане, ответ на который участники Московского формата дать пока не могут. И нет оснований полагать, что лидеры «яростных мулл» в Кандагаре и Кабуле прислушаются к настойчивой рекомендации из Москвы. Тем более что у региональной коалиции, интересы которой были представлены на площадке Мосформата-4, практически отсутствуют серьезные рычаги давления на талибов. Нехватку таких рычагов участники форума пытались компенсировать жестами публичной солидарности с талибами в части требований к США разморозить золотовалютные резервы прежнего афганского правительства и передать их нынешнему кабульскому режиму.
Важным сюжетом Мосформата-4 стало заявление специального представителя Китая по Афганистану Юэ Сяоюна о необходимости возложить ответственность за сохранение афганской государственности и социально-экономической системы страны на Соединенные Штаты. «США – это источник сложностей, с которыми сегодня сталкивается Афганистан. Необходимо, чтобы они взяли основную ответственность за укрепление и реконструкцию Афганистана», – цитирует ТАСС противоречивый нарратив китайского дипломата (если Вашингтон – причина всех зол афганцев, то как же он может стать для них источником счастья и спасения?). Тем самым представитель КНР дал понять, что Пекин не собирается заменять собой Америку в качестве дойной коровы для талибского Афганистана.
Учитывая схожесть российской и китайской позиции по вопросу перекладывания на США всех главных расходов на финансирование талибского Афганистана, можно сделать вывод, что Москва и Пекин не планируют становиться спонсорами Кабула. Это, разумеется, плохая новость для лидеров талибского режима. И, несомненно, они на нее каким-то образом отреагируют – скорее всего новыми активными попытками наладить взаимовыгодное сотрудничество с Вашингтоном и коллективным Западом в целом. Если это «яростным муллам» удастся сделать, то тогда, очевидно, тревожные новости придут уже в Москву и Пекин, где вряд ли обрадуются возвращению американского влияния в регион. Удивляться тут будет нечему – кто станет платить талибам деньги, то сможет потом их и «танцевать».
Возможно, что нежелание Москвы и Пекина вкладывать деньги в талибский Афганистан связано с неуверенностью в прочности и незыблемости режима «яростных мулл». Совокупность таких факторов, как нежелание талибов прислушиваться к рекомендациям из Москвы, Пекина и других столиц, неустойчивость их политического режима в Кабуле, ухудшение ситуации с безопасностью в Афганистане, похоже, и определяют актуальную политическую философию Московского формата. Она предполагает постепенную политическую дрессировку «хищников джихада» без гарантий успеха, что, однако, должно помочь контролировать ситуацию по периметру афганских границ в ожидании вполне вероятных перемен внутри самого Афганистана.
Впрочем, эти перемены могут происходить отнюдь не только в сторону чаемой участниками Мосформата этнополитической инклюзивности Кабула. На встрече 16 ноября со все большей тревогой отмечался рост активности и усиление позиций запрещенного в РФ «Исламского государства» (ИГ) в Северном Афганистане. Особое беспокойство РФ вызывает сохраняющееся влияние ИГ в северных районах страны. Как именно планирует реагировать на этот вызов сообщество Московского формата, пока неясно. Российские представители сдержанно «отдают должное» усилиям талибов по борьбе с ИГ, но, напомним, при этом самим талибам всерьез экономически помогать предлагают тем же американцам. Другими словами, вопрос обеспечения безопасности региона Центральной Азии от джихадистов фактически предлагается отдать в значительной степени на откуп Вашингтону, которого большая часть участников Мосформата подозревает как раз в попытках дестабилизации обстановки в Афганистане и вокруг него…
Но вряд ли можно ожидать абсолютной непротиворечивости среди участников региональной дискуссии, интересы которых порой открыто противоречат друг другу. В этом-то и заключается сегодня амбициозность миссии Московского формата, главная задача которого, по словам его организаторов, – «выработать общерегиональный подход» к афганской проблеме. Пока сделать этого не удавалось. Трудно сказать, можно ли вообще продвинуться по треку общерегионального подхода дальше требования этнополитической инклюзивности афганского правительства. Возможно, ответ на этот вопрос даст Мосформат-5, сроки созыва которого и состав участников пока не определены.