0
3534
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

17.11.2022 18:53:00

Для прогресса по афганскому вопросу потребуется Московский формат – 5

Участники встречи в столице России однозначно поддерживают создание в Кабуле инклюзивного правительства

Андрей Серенко
Собственный корреспондент "НГ"

Об авторе: Андрей Николаевич Серенко – политолог, обозреватель «НГ».

Тэги: афганистан, инклюзивное правительство, московский формат


афганистан, инклюзивное правительство, московский формат Фото с официальной страницы МИД РФ в социальной сети

Россия, Китай и страны региона Центральной и Южной Азии пока не смогли выработать общерегионального подхода к многолетней афганской проблеме. Решение этой задачи должно стать приоритетом Московского формата консультаций по Афганистану, четвертое заседание которого состоялось в среду 16 ноября в российской столице. Его участники в очередной раз пришли к консенсусу относительно необходимости создания в Кабуле инклюзивного этнополитического правительства, однако не озвучили практических рецептов, как убедить пойти на этот прогрессивный шаг лидеров режима «Талибана» (организация запрещена в РФ).

В четвертом заседании Московского формата приняли официальное участие представители 10 государств – России, Китая, Ирана, Индии, Пакистана и республик Центральной Азии, а также наблюдатели от Турции, Катара, ОАЭ и Саудовской Аравии. В отличие от третьего заседания в октябре 2021 года, на этот раз в дискуссии в «Президент-Отеле» не принимали участие представители талибов: организаторы мероприятия объяснили отказ пригласить на Мосформат делегацию «яростных мулл» неконструктивной позицией талибов в отношении необходимости создания в Афганистане инклюзивного этнополитического правительства. Соответствующее пожелание было включено в резолюцию третьего Мосформата, но в итоге его талибы проигнорировали, и неприглашение делегации «Талибана» на Мосформат-4 можно рассматривать как санкционную меру.

Как заявил спецпредставитель президента РФ по Афганистану Замир Кабулов, все участники встречи 16 ноября однозначно высказались в поддержку образования в Кабуле нового инклюзивного правительства, в котором бы были представлены все основные этнические и политические группы. «Все мы одинаково видим ситуацию в Афганистане, и все однозначно выступаем за скорейшее формирование в этой стране этнополитически инклюзивного правительства, – цитирует ТАСС российского дипломата. – Теперь вопрос заключается в том, как этого достичь».

Собственно, это и есть главный вопрос актуальной политической ситуации в Афганистане, ответ на который участники Московского формата дать пока не могут. И нет оснований полагать, что лидеры «яростных мулл» в Кандагаре и Кабуле прислушаются к настойчивой рекомендации из Москвы. Тем более что у региональной коалиции, интересы которой были представлены на площадке Мосформата-4, практически отсутствуют серьезные рычаги давления на талибов. Нехватку таких рычагов участники форума пытались компенсировать жестами публичной солидарности с талибами в части требований к США разморозить золотовалютные резервы прежнего афганского правительства и передать их нынешнему кабульскому режиму.

Важным сюжетом Мосформата-4 стало заявление специального представителя Китая по Афганистану Юэ Сяоюна о необходимости возложить ответственность за сохранение афганской государственности и социально-экономической системы страны на Соединенные Штаты. «США – это источник сложностей, с которыми сегодня сталкивается Афганистан. Необходимо, чтобы они взяли основную ответственность за укрепление и реконструкцию Афганистана», – цитирует ТАСС противоречивый нарратив китайского дипломата (если Вашингтон – причина всех зол афганцев, то как же он может стать для них источником счастья и спасения?). Тем самым представитель КНР дал понять, что Пекин не собирается заменять собой Америку в качестве дойной коровы для талибского Афганистана.

Учитывая схожесть российской и китайской позиции по вопросу перекладывания на США всех главных расходов на финансирование талибского Афганистана, можно сделать вывод, что Москва и Пекин не планируют становиться спонсорами Кабула. Это, разумеется, плохая новость для лидеров талибского режима. И, несомненно, они на нее каким-то образом отреагируют – скорее всего новыми активными попытками наладить взаимовыгодное сотрудничество с Вашингтоном и коллективным Западом в целом. Если это «яростным муллам» удастся сделать, то тогда, очевидно, тревожные новости придут уже в Москву и Пекин, где вряд ли обрадуются возвращению американского влияния в регион. Удивляться тут будет нечему – кто станет платить талибам деньги, то сможет потом их и «танцевать».

Возможно, что нежелание Москвы и Пекина вкладывать деньги в талибский Афганистан связано с неуверенностью в прочности и незыблемости режима «яростных мулл». Совокупность таких факторов, как нежелание талибов прислушиваться к рекомендациям из Москвы, Пекина и других столиц, неустойчивость их политического режима в Кабуле, ухудшение ситуации с безопасностью в Афганистане, похоже, и определяют актуальную политическую философию Московского формата. Она предполагает постепенную политическую дрессировку «хищников джихада» без гарантий успеха, что, однако, должно помочь контролировать ситуацию по периметру афганских границ в ожидании вполне вероятных перемен внутри самого Афганистана.

Впрочем, эти перемены могут происходить отнюдь не только в сторону чаемой участниками Мосформата этнополитической инклюзивности Кабула. На встрече 16 ноября со все большей тревогой отмечался рост активности и усиление позиций запрещенного в РФ «Исламского государства» (ИГ) в Северном Афганистане. Особое беспокойство РФ вызывает сохраняющееся влияние ИГ в северных районах страны. Как именно планирует реагировать на этот вызов сообщество Московского формата, пока неясно. Российские представители сдержанно «отдают должное» усилиям талибов по борьбе с ИГ, но, напомним, при этом самим талибам всерьез экономически помогать предлагают тем же американцам. Другими словами, вопрос обеспечения безопасности региона Центральной Азии от джихадистов фактически предлагается отдать в значительной степени на откуп Вашингтону, которого большая часть участников Мосформата подозревает как раз в попытках дестабилизации обстановки в Афганистане и вокруг него…

Но вряд ли можно ожидать абсолютной непротиворечивости среди участников региональной дискуссии, интересы которых порой открыто противоречат друг другу. В этом-то и заключается сегодня амбициозность миссии Московского формата, главная задача которого, по словам его организаторов, – «выработать общерегиональный подход» к афганской проблеме. Пока сделать этого не удавалось. Трудно сказать, можно ли вообще продвинуться по треку общерегионального подхода дальше требования этнополитической инклюзивности афганского правительства. Возможно, ответ на этот вопрос даст Мосформат-5, сроки созыва которого и состав участников пока не определены. 


Читайте также


Казахстан застолбил место в Афганистане

Казахстан застолбил место в Афганистане

Виктория Панфилова

Республика займется строительством дороги и добычей золота, меди, лития

0
4431
Ташкент повышает уровень дипломатических отношений с Кабулом

Ташкент повышает уровень дипломатических отношений с Кабулом

Виктория Панфилова

Узбекистан инвестирует в добычу золота и меди в соседней стране более миллиарда долларов

0
3347
Пандемия обрушила глобальные надежды на выход из нищеты

Пандемия обрушила глобальные надежды на выход из нищеты

Данила Моисеев

Всемирный банк констатирует, что беднейшие страны вряд ли выберутся из долговой ямы

0
2261
Узбекистан пытается приручить опасного соседа

Узбекистан пытается приручить опасного соседа

Лариса Шашок

Зачем Ташкент развивает свободную экономическую зону "Айритом"

0
4967

Другие новости