0
3407
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

08.11.2022 19:33:00

Талибам* предлагают партнеров для переговоров о разделе власти

Авторы нового афганского политического проекта надеются на мирную трансформацию режима "яростных мулл" в Кабуле

Андрей Серенко
Собственный корреспондент "НГ"

Об авторе: Андрей Николаевич Серенко – политолог, обозреватель «НГ».

Тэги: афганистан, талибан, политическая эмиграция, антиталибское сопротивление, ндмс, мирное урегулирование


афганистан, талибан, политическая эмиграция, антиталибское сопротивление, ндмс, мирное урегулирование На фото Мохаммад Ханиф Атмар. Фото Reuters

В афганской политической эмиграции объявлено о создании национального движения «За мир и справедливость» (НДМС). Архитекторы нового проекта делают ставку на второе поколение афганских политиков, общественных деятелей и бизнесменов и рассматривают НДМС в качестве третьей силы – альтернативы режиму «Талибана» и вооруженному антиталибскому сопротивлению. Сторонники НДМС полагают, что новое движение станет главным партнером талибов на неизбежных переговорах о разделе власти в Афганистане.

О создании национального движения «За мир и справедливость» было заявлено несколько недель назад, но только сейчас становятся известны некоторые любопытные подробности этого проекта. Архитекторами НДМС являются три известных и все еще достаточно влиятельных афганских политика республиканского периода – Мохаммад Ханиф Атмар (экс-глава МИДа), Мохаммад Масум Станикзай (бывший шеф службы разведки и безопасности) и Мохаммад Шакир Каргар (экс-глава администрации президента Афганистана). «Изначально целью проекта было объединение на новой политической платформе молодых и относительно молодых представителей второго поколения афганской элиты, оказавшегося в эмиграции после прихода талибов к власти в Афганистане, – прокомментировал «НГ» ситуацию источник, близкий к НДМС. – Речь идет о политиках, общественных активистах, священнослужителях, предпринимателях, работниках медиасферы, которым от 35 до 55 лет, кто не имеет тяжелого груза прошлых ошибок за плечами, но при этом обладает жизненным опытом, прагматичным мышлением и готов включиться в политический процесс, придерживаясь реалистичного взгляда на ситуацию в родной стране».

Реализм сторонников НДМС (в учредительном собрании движения принимали участие свыше 200 человек) заключается в признании того, что Афганистан после прихода к власти талибов существует в режиме системного кризиса: «Однако при этом режим «Талибана» – это политический факт, с которым нужно считаться и искать способы его мирной трансформации».

Отказ сторонников НДМС от любых вооруженных практик – принципиальная позиция нового движения, которое в этом смысле расходится с тем же Фронтом национального сопротивления Афганистана (ФНСА) Ахмада Масуда, который уже более года придерживается стратегии силового противостояния с талибами. Ханиф Атмар, Масум Станикзай и Шакир Каргар уверены, что Афганистану для выхода из кризиса необходимо двигаться по «третьему пути», который является путем переговоров, компромиссов и постепенных изменений, а не вооруженной борьбы, способной ввергнуть страну в новую гражданскую войну с непредсказуемыми последствиями для афганцев и всего региона.

Важное уточнение сторонников НДМС – афганским мирным урегулированием должны заниматься сами афганцы. «Вопреки серьезному беспокойству стран региона и международного сообщества из-за напряженной ситуации в Афганистане ни одно государство и международная организация для стабилизации обстановки в стране не представили какой-либо четко выработанной повестки», – говорится в программной декларации нового движения. Очевидно, теперь решением этой задачи должны заняться афганские политики, и НДМС намерено не упустить свой шанс.

«Мы выступаем за последовательное преодоление существующих в Афганистане кризисов невоенным путем, только политическими средствами и конструктивными межафганскими переговорами в целях достижения инклюзивного политического решения, – сказал «НГ» Шакир Каргар. – Наш общий опыт формирования и крушения государственности свидетельствует, что взятие власти с помощью силы и военными средствами не является устойчивым политическим решением. Оно не приводило к желанному решению задач. Также надо принять во внимание, что навязывание единоличной, партийной, групповой монополий власти за счет устранения основных прав и свобод граждан в конечном счете приведет к продолжению войны и конфронтации, что еще больше ввергнет страну в пучину кризиса и раздора».

По мнению Шакира Каргара, «продолжительность и устойчивость деятельности любого правительства в Афганистане возможны лишь благодаря обращению к народу и получению его поддержки, установлению прочной социальной справедливости, соблюдению прав всех слоев общества».

Сторонники НДМС считают необходимым добиться трансформации нынешней власти в Афганистане путем мирных переговоров с талибами, а задачу обретения легитимности новой политической системы предлагают решать через всеобщие выборы: «Мы образовали свою политическую платформу в целях достижения устойчивого мира и построения государственного строя, который будет создан в результате свободного волеизъявления народа».

По мнению независимых афганских наблюдателей, «проект НДМС является первой попыткой создать партнеров для переговоров с талибами»: «Трудно сказать, насколько талибы к таким переговорам сегодня в принципе готовы. Внешне лидеры «Талибана» сохраняют публичную риторику, присущую фундаменталистской диктатуре, однако при этом нельзя не видеть начавшихся процессов внутренней трансформации талибской системы. Там происходят расколы и перегруппировки различных фракций, появляются талибы-реалисты, понимающие, что средневековыми методами невозможно управлять государством в XXI веке. Очевидно, архитекторы проекта НДМС эти новые тенденции заметили и делают на них ставку, полагая, что логика афганского политического процесса неизбежно заставит лидеров «Талибана» согласиться на диалог с альтернативными политическими группами и силами. Движение «За мир и справедливость» явно не хочет упустить момент таких перемен и, похоже, намерено оказаться первым за столом переговоров с талибами».

Пока сложно сказать, насколько успешным и результативным окажется проект НДМС. Представители радикальных групп афганского политического спектра поспешили выступить с критикой сторонников «третьей альтернативы». Однако архитекторы и кураторы нового проекта «переговоров и компромиссов» господа Атмар, Станикзай и Каргар являются весьма искушенными политиками с достаточно широкими связями внутри Афганистана и за рубежом, и это не позволяет просто отмахнуться от нарративов НДМС. Именно поэтому к презентации нового движения афганской «третьей силы» с большим вниманием отнеслись в Вашингтоне, Москве, Берлине, Анкаре, Исламабаде и других столицах. По слухам, лидеры НДМС планируют в ближайшие месяцы посетить российскую столицу и провести консультации с политиками и госчиновниками РФ. Не исключено, что в Москве они встретят весьма теплый прием. 

* Организация «Талибан» запрещена в РФ.


Читайте также


В Афганистане пришли к гендерному апартеиду

В Афганистане пришли к гендерному апартеиду

Андрей Серенко

"Яростные муллы" раскалывают общество на людей первого, второго и третьего сорта

0
1412
Удастся ли официальному Кабулу добиться общеафганской идентичности

Удастся ли официальному Кабулу добиться общеафганской идентичности

Георгий Мачитидзе

Власти считают, что общество нуждается в реисламизации – добровольной или принудительной

0
6236
Убийство афганского министра по делам миграции – удар по позиции Китая

Убийство афганского министра по делам миграции – удар по позиции Китая

Андрей Серенко

Ослабление влияния Пекина на Кабул выгодно уйгурским джихадистам и Соединенным Штатам

0
10939
Уязвимость "яростных мулл"

Уязвимость "яростных мулл"

Лариса Шашок

Власть в Афганистане сталкивается как с внутренними разногласиями, так и с внешними угрозами

0
12016

Другие новости