Фото Пресс-службы Президента России
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в минувшее воскресенье выдвинул любопытную гипотезу. Из слов проповеди главы РПЦ можно сделать вывод, что российский народ, по своей сути очень набожный, как бы заменяет Церковь. Причем не конкретную религиозную организацию вроде Московского патриархата, а Церковь с прописной буквы, то есть мистическое сообщество, исповедующее единственно верное, истинное учение о спасении души. Это сообщество включает в себя не только верующих, но и поколения умерших, и Христа, и ангелов – так подразумевает христианское исповедание.
«Особая ответственность ложится на тех, кому вручена обязанность защищать рубежи нашей Родины, ведь целиться могут куда угодно, но бить будут в Россию. Она сегодня есть некий столп и утверждение истины (см. 1 Тим. 3:15). Эти слова были сказаны в отношении Церкви, но наш верующий народ, приняв умом и сердцем слово Божие, отметая на протяжении истории множество соблазнов политических, культурных, экономических и оставаясь свободным от этих соблазнов, сам по себе является тем, чтобы быть столпом истины» – так звучит самый любопытный фрагмент воскресной проповеди патриарха, которую он произнес, освящая новый храм в подмосковной Балашихе.
О чем же говорится в патриаршей проповеди? «Столп и утверждение истины» – определение Церкви Христовой, которое дает апостол Павел в послании своему ученику Тимофею. Послание входит в Новый Завет. Получается, что патриарх Кирилл обозначает тождество между Россией и Церковью в ее мистическом понимании. Не всемирное сообщество христиан исповедует истину, а российский народ, который, как явствует из дальнейших слов патриарха, оказался сегодня в большой беде.
Глава РПЦ считает, что «народ лицом к лицу сталкивается с опасностями – такими опасностями, которые бросают вызов самому существованию нашей страны». Патриарх призывает «молиться за власти и воинство, то есть за тех, кто несет особую ответственность за судьбу страны». К слову, храм в Балашихе станет «профессиональным» для бойцов Росгвардии. Происходящее в Украине патриарх воспринимает как «междоусобную брань», которую «возбуждают» «могущественные силы, пребывающие вне Руси». Из контекста можно понять, что речь идет о политических центрах или даже государствах Запада, которые стоят, как считают в РПЦ, за конфликтом в Украине.
Обращает на себя внимание такая строчка: «И это не только провокация военных действий, но диавольское искушение, направленное на то, чтобы столкнуть братский народ в междоусобную брань». Отсюда можно сделать вывод, что народы Запада, в отличие от российского народа, сами себя отрезали от Христовой истины. Из других выступлений патриарха мы помним, что Европа и США взяли на вооружение и релятивизм, и «ересь человекопоклонничества», то есть верховенство прав человека, и «толерантность к греху», то есть либеральные подходы к гендерной идентичности.
Начиная с весны патриарх Кирилл говорил о «сакральном характере» происходящего в Украине, воспринимая его вслед за политиками как гибридное противостояние консервативной России с западной цивилизацией. Но теперь глава РПЦ развивает свое видение Европы и США как «антихристианской территории». 25 октября, на открытии XXIV Всемирного русского народного собора, он заявил: «Глобализм является проектом мирового всеединства, но без учета подлинного замысла Творца о человеке. А с точки зрения христианской эсхатологии мы знаем, что означает глобальный универсализм, и знаем, что без этого глобального универсализма не появится некто, кто будет претендовать на глобальную власть и с именем которого будет связан конец света». Здесь уже был слышен намек на антихриста, на пути которого встала Россия. А в Балашихе патриарх прямым текстом назвал силу Запада «диавольской». Так рисуется эсхатологическая картина происходящих событий.
Искушению и последующему нападению противостоит Россия, ее воинская сила. На протяжении многих месяцев патриарх Кирилл выстраивает концепцию особой священной миссии Вооруженных сил РФ. «Церковь осознает, что если кто-то, движимый чувством долга, необходимостью принять присягу, остается верен своему призванию и погибает во время исполнения воинского долга, то он, несомненно, совершает деяние, равносильное жертве. Он приносит себя в жертву за других. И потому верим, что эта жертва смывает все грехи, которые человек совершил», – заявил он в проповеди 26 сентября. Глава РПЦ не сказал этого прямым текстом, но комментаторы тогда сделали выводы, что он уподобляет гибель российских солдат на поле брани крестной жертве Христа. Многие из сделавших такие выводы подвергли главу РПЦ жесткой критике, считая, что это есть не что иное, как отход от христианского вероучения.
Позже, на Всемирном русском народном соборе, патриарх предложил включить в Стратегию национальной безопасности РФ понятие «жертвенности». Вероятно, тем самым каждый конкретный случай самопожертвования солдата должен аккумулироваться в коллективную жертву нации во имя религиозной истины, носителем которой теперь предстает не церковное сообщество, а политическое образование – Российская Федерация.
Осталось понять, имеет ли в виду патриарх народ именно как политическое объединение или это все же наднациональное сообщество, до поры до времени разобщенное и не оформленное в единых политических границах. Тут глава РПЦ не дает повода для определенных трактовок.
В «балашихинской» проповеди он часто говорит о России именно как о стране. Но при этом он напоминает о некоем духовно-историческом сообществе Святой Руси, к которым принадлежат еще и Украина с Белоруссией. Только украинский народ некоторое время назад поддался «диавольскому искушению» Запада. Тут патриарх предпочитает понятие «переформатирование». Украинский народ «перформатировали», поэтому он враждебен народу русскому, и важнейшей частью противостояния с Западом становится возвращение к тому состоянию, в котором, как кажется патриарху Кириллу, украинцы находились во время празднования 1020-летия Крещения Руси. Было это в 2008 году, и сам глава РПЦ тогда наслаждался общением с верующими в Киеве.
Вот такая богословская концепция формируется у патриарха Кирилла, и специалистам в богословии и религиоведении, наверное, стоило бы присмотреться к этому процессу. Возможно, глава РПЦ в эти дни формулирует новое религиозное учение, которое предстоит изучить и оценить специалистам.