Фото REUTERS
Весьма значительным, даже судьбоносным событием в международной жизни стало принятие странами – членами ОПЕК+ решения сократить с 1 ноября ежесуточную добычу нефти на 2 млн барр. И хотя это решение из области экономики, более неприятного, возможно даже катастрофического, для президента США Джозефа Байдена политического события трудно себе представить.
Члены ОПЕК+ приняли превентивную меру, чтобы не допустить превышения предложения нефти в условиях грядущего, по их мнению, спада в развитии мировой экономики, защитив таким образом интересы большинства стран. При этом они были вынуждены проигнорировать не только многочисленные просьбы Вашингтона об увеличении добычи, но и мольбу демократов отложить принятие решения хотя бы на месяц – после промежуточных выборов, чтобы не наносить Байдену такого нокаутирующего удара перед голосованием, намеченным на 8 ноября.
И все же экономически обоснованное и отвечающее их собственным интересам и интересам мировой экономики решение понизить добычу нефти было принято. Для американского же президента оно стало самой большой предвыборной неприятностью. Байден оказался вынужден пожинать то, что ранее посеял, – пренебрежение интересами самого влиятельного члена ОПЕК Эр-Рияда и оскорбительные, по сути, высказывания в адрес саудовских руководителей, прежде всего наследного принца Мухаммеда бин Сальмана. Отсюда вполне понятное их нежелание принимать во внимание просьбы Демократической партии и лично Байдена.
Ведь не кто иной, как именно Байден, используя сомнительные методы и технологии, нарушил взаимопонимание между лидерами США и Королевства Саудовская Аравия (КСА), возникшее во время визита экс-президента Дональда Трампа в Эр-Рияд в мае 2017 года. Байден поставил под угрозу подписанные тогда многомиллиардные сделки на поставку КСА американских вооружений и технологий. Он грозил превратить королевство в «изгоя», возложив ответственность за убийство саудовского журналиста Джамаля Хашогги лично на наследного принца и вновь повторив это обвинение во время «позорного и провального» визита в КСА в июле 2022-го. Ясно, что после всего этого ни наследный принц, ни король Сальман не могли питать каких-либо симпатий к Байдену, чтобы захотеть хоть как-то помочь ему выиграть выборы у Республиканской партии.
После решения ОПЕК+ Байден не нашел ничего лучшего, как вернуться к тактике угроз, и в интервью СNN, вышедшем 12 октября, предупредил КСА о «последствиях» для двусторонних отношений. Его пресс-секретарь Карин Жан-Пьер даже обвинила Эр-Рияд в том, что тот согласовывает энергетическую политику с Москвой. В саудовском МИДе в ответ выразили удивление подобными обвинениями, указав, что решение ОПЕК+ исключительно экономическое.
Эту позицию подтвердил и генеральный секретарь ОПЕК Хайтем аль-Гайс, охарактеризовав решение о сокращении уровня добычи нефти как «чисто техническое», имеющее целью поддержать баланс спроса и предложения на мировом рынке.
Подозрения и обвинения в адрес Эр-Рияда в том, что он выступает на стороне России в ее конфликте с Украиной, неоднократно высказывались в США и раньше, в том числе в Конгрессе. Влиятельный сенатор-демократ и один из инициаторов антироссийских санкций Боб Менендес опубликовал 11 сентября заявление о необходимости немедленно заморозить все аспекты сотрудничества с Эр-Риядом, в том числе продажу оружия и контакты в области безопасности, «до тех пор, пока королевство не пересмотрит свою позицию по отношению к конфликту в Украине». Похожее предложение, дополненное запретом на передачу военных технологий, неделей ранее выдвинули конгрессмен Ро Ханна и сенатор Ричард Блюменталь.
А еще один аналогичный законопроект в Конгресс внесли демократы Том Малиновски, Син Кэстен и Сьюзан Уайлд. Он предусматривает вывод всех американских войск и вооружений из Саудовской Аравии и поддержавших ее ОАЭ. Согласно различным источникам, в КСА находятся 3 тыс., а в ОАЭ – 2 тыс. военнослужащих США. На западе Саудовской Аравии «для сдерживания Ирана» развернуто несколько батарей противоракетных комплексов THAAD и Patriot PAC 3.
11 октября законопроект о заморозке торговли оружием с Саудовской Аравией сроком на один год был внесен в Сенат Блюменталем. Документ предусматривает кроме прочего приостановку поставок запчастей, ремонта и логистической поддержки саудовской армии.
Обвинения в том, что Эр-Рияд стоит на стороне Моквы, наряду с МИДом отверг и министр обороны КСА принц Халед бин Сальман. Он отметил, что, во-первых, это решение было принято единогласно, а во-вторых, если следовать этой логике, то получается, что Саудовская Аравия стоит и на стороне Ирана, который также голосовал «за». Однако утверждать, что Саудовская Аравия стоит на стороне Ирана, – абсурд.
Военные эксперты не исключают, что угрозы со стороны США вполне могут оказаться блефом с целью оказать нажим на Эр-Рияд. Блефом по той причине, что вряд ли американские поставщики вооружений захотят отказаться от таких выгодных сделок на поставки оружия в КСА, общая стоимость которых на октябрь 2022 года составляла около 40 млрд долл.
Что касается саудовских руководителей, то думается, что для них перспектива ухода Байдена с поста главы США и прихода к власти республиканцев во главе с Трампом вполне стоит риска остаться на какое-то время без систем ПВО на юго-западе королевства.
Таким образом, решение ОПЕК+, действительно в основе своей направленное на обеспечение стабильности на рынке нефти, может привести к решению еще одной задачи глобального значения – отстранению от власти в США демократов, поставляющих немыслимое количество смертоносных вооружений Киеву и тем самым толкающих мир к ядерной катастрофе. Даже если демократы в результате выборов утратят большинство хотя бы в одной из двух палат Конгресса, уже это может позволить уменьшить объемы или даже остановить поставки оружия со всеми вытекающими из этого последствиями для судеб конфликта в Украине и для всего мира.
Получается, что и в этом случае, как и в апрельском 2020 года решении ОПЕК+ о сокращении производства нефти, объективно совпадающие интересы России и КСА могут пойти на пользу человечеству. Тем самым подтверждается справедливость утверждения, что вместе Россия и Саудовская Аравия «могут свернуть горы».