Фото REUTERS
Наблюдается удивительное совпадение мнений военных стратегов США и мыслящей части российской оппозиции. Американский мозговой центр RAND Corporation настаивает, что с Россией сегодня нельзя миндальничать, как было в 90-е после развала СССР, а нужно добиваться только ее полного поражения, выплаты репараций и унижения населения РФ. Российские эмигранты-оппозиционеры при этом идут чуть дальше и делают вывод: если Запад требует разгрома России, то единственной разумной позицией жителя РФ является тотальная война на территории Украины «в окопах Путина», несмотря даже на критическое отношение к его режиму и к его чиновничеству.
В достоверности такого изложения позиций американских экспертов и российских эмигрантов может убедиться любой желающий. Мнения экспертов RAND публикуются на их сайте. (Если кто не знает, именно RAND Corp готовила и готовит обоснование американских стратегических планов в отношении СССР и РФ.)
А позиции критически мыслящих российских политиков легко наблюдать в ходе их дискуссий, где участники не прячутся от ключевых вопросов о перспективах нынешней ситуации. Речь здесь не идет о подготовленных монологах «оппозиционеров», которые при обсуждении украинского кризиса каким-то акробатическим способом ни разу не упоминают о ключевой роли Вашингтона.
Для российского общества может оказаться удивительным тот факт, что большинство российских оппозиционеров и борцов с коррупцией в своих ютуб-монологах ни разу не произносят слова «США», «Вашингтон» или «Запад» при рассуждениях о военных действиях на территории Украины. То есть вполне образованные российские оппозиционеры самым чудесным образом не замечают целей США в этом конфликте. Хотя эти цели излагаются и обсуждаются в официальных и авторизованных американских источниках. Например, в известном докладе RAND Corp о способах «перенапряжения и дестабилизации России» первым пунктом в 2019 году была названа дозированная поставка украинской армии летального оружия – как наименее затратный для США способ «перенапряжения и дестабилизации» нашей страны.
То есть если не закрывать глаза на американские стратегические планы, то придется признать, что горячая фаза конфликта между Украиной и Россией была запрограммирована еще зимой 2013 года, когда украинские и западные политики фактически поддержали лозунги майдана: «москалей на ножи», «москалей на виселицы». И нынешняя война России была объявлена Западом в тот самый момент, когда украинской элите запретили мечтать о выгодной роли моста между Западом и Востоком. Вместо этого Запад потребовал от украинских политиков определиться – с кем они и против кого. И эта дилемма была поставлена еще перед режимом Януковича. А позже фиксация антироссийского курса обеспечивалась западными силами как при режиме Порошенко, так и после выборов Зеленского.
Но после постановки перед украинскими политиками выбора – с Западом они или с Россией – для Москвы тоже осталась единственная альтернатива: капитуляция или война. И хотя кремлевское руководство много лет пыталось оттягивать военное столкновение, сделать это было уже невозможно после майдана 2013/14 года.
Западу нужно быть более агрессивным и устрашающим по отношении к России, проявлять меньше понимания (чем в 90-е годы) и больше «орудовать санкционным молотком», пишет старший научный сотрудник RAND Уильям Кортни о политике на следующий день после поражения РФ. От России в этом случае потребуют капитулировать не только в Крыму, но на всем постсоветском пространстве. И даже смириться с новым вторжением Грузии в Абхазию и Южную Осетию. Все арестованные активы России, естественно, должны быть оставлены при этом на Западе. А контроль за российской экономикой должен быть передан Международному валютному фонду.
Российские эмигранты говорят о том же самом: у населения РФ сейчас простой выбор – сражаться или оказаться униженным, пораженным в правах, «платить и каяться» до конца жизни, выплачивать триллионные репарации за счет сокращения уровня жизни и урезания пенсий (Ютуб – дискуссия политика Михаила Светова с журналистом Олегом Кашиным, который назван Минюстом иностранным агентом). И нет ничего удивительного, что большинство населения России выбирает не предлагаемое Западом унижение, а сопротивление – в том числе с оружием в руках.