Фото Reuters
Президент Франции Эмманюэль Макрон 24 октября был на личной встрече с папой Римским Франциском. В ходе 55-минутной аудиенции он попросил понтифика позвонить президенту РФ Владимиру Путину, патриарху Кириллу, а также президенту США Джозефу Байдену, чтобы «содействовать наступлению мира в Украине».
Мысль о том, что папа Франциск может оказаться наиболее вероятным посредником в переговорах России и Запада, звучала едва ли не с самого начала спецоперации. Сам папа неоднократно призывал Путина и Зеленского к переговорам. О том, что Святой престол может взять на себя посреднические функции и готов содействовать диалогу, еще в феврале заявлял госсекретарь Ватикана Пьетро Паролин (он также сообщил об этом министру иностранных дел РФ Сергею Лаврову 22 сентября, на полях Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке).
Идея привлечь к разрешению конфликта Ватикан стала особенно актуальной на фоне обстрелов Запорожской АЭС и возрастания ядерной угрозы в Украине, поскольку аналогичный прецедент в отношениях Запада и России (точнее, тогда – СССР) уже был. Ровно 60 лет назад, 25 октября 1962 года, во время Карибского кризиса папа Иоанн XXIII выступил по радио Ватикана с сообщением, адресованным одновременно Москве и Вашингтону. На следующий день выступление папы было целиком опубликовано в советской «Правде». На Западе Иоанну XXIII за «уступчивость к Советам» дали кличку «красного папы». Но смертельно больной понтифик, по-видимому, не смущался этим. «Надо пытаться говорить с хорошим в людях. От попытки никого не убудет», – говорил он.
Благодаря успеху миротворческой инициативы «красного папы» в 1960-е годы за Ватиканом закрепился статус международного арбитра. Что, в свою очередь, помогло СССР и США перейти к политике разрядки в международных отношениях. Свои мысли о новом мироустройстве папа незадолго до смерти успел изложить в знаменитой энциклике «Pacem in terris» («Мир на земле», 1963). В этом документе Католическая церковь в лице папы, с одной стороны, признает неизбежность конфликтов между государствами, а с другой – призывает стороны воздерживаться от применения оружия, а также от «хитрости и обмана»: «Очевидно, что у государств могут возникать и действительно возникают конфликты интересов, но такие несовпадения и споры необходимо преодолевать и разрешать, не прибегая к силе, хитрости и обману, но, как подобает людям, с взаимопониманием, путем спокойного и объективного рассмотрения и адекватного решения».
Способен ли папа Франциск повторить деяние папы Иоанна XXIII? На этот счет есть как надежды, так и сомнения. Сомнения связаны в первую очередь со статусом самого папы. В какой мере он может считаться «равноудаленным» от всех сторон конфликта арбитром? Действует ли он как искренний посланник мира? Не находится ли он в данном случае под давлением со стороны кого-либо из политических лидеров? Тот факт, что нынешняя инициатива исходит в конечном счете не от папы лично, а от президента Франции, заставляет внимательнее взглянуть на контекст. А он, в частности, таков.
«Перед встречей (Макрона с папой. – «НГ») в понедельник группа жертв сексуального насилия призвала Макрона напрямую поднять вопрос о том, не слишком ли медленно реагирует церковь во Франции на знаменательное расследование сексуального насилия, опубликованное год назад. В документе объемом почти 2500 страниц говорится, что примерно 216 тыс. детей подверглись насилию со стороны французских священников, дьяконов, монахов или монахинь с 1950 по 2020 год. В преддверии встречи в офисе Макрона заявили, что этот вопрос обсуждался с папой в прошлом и вряд ли будет подниматься», – сообщает Reuters.
Иными словами, Макрон накануне встречи с папой послал ему четкий сигнал. Он сдерживает жертв насилия (216 тыс. задекларированных случаев! И 2500 страниц обвинений) в обмен на некоторые услуги со стороны Ватикана. И может запросто перестать их сдерживать, если папа не проявит лояльности в других вопросах.
Речь идет о данных, обнародованных 5 октября 2021 года французской Независимой комиссией по сексуальному насилию в Церкви (CIASE). Расследование комиссии длилось два года, в нем были задействованы архивы МВД, Министерства юстиции, Национальный институт здравоохранения и Институт изучения общественного мнения. И французское общество до сих пор в состоянии шока от полученных результатов. По данным экспертов, число жертв священников-педофилов во Франции с 1950 по 2020 год может достигать 220 тыс. человек, а если принять в расчет еще и мирян-церковнослужителей (например, катехизаторов и учителей воскресных школ), то цифра может достичь и 330 тыс.
Перспектива для папы в случае его несговорчивости уже обозначена. Франция не первая в череде западных стран, которые прошли через серию дел о педофилии в церкви. США прошли через это еще в начале 2000-х. Знаменитый отчет Джона Джея собрал в 2004 году данные о 4392 католических священниках и диаконах в стране, против которых были выдвинуты обвинения в сексуальном насилии. Результатом стал не только очередной крах морального авторитета церкви, но и финансовая катастрофа для американского католицизма. Полные суммы выплат по судебным искам не разглашаются, но пресса называет суммы от 2 до 3 млрд долл. Поскольку большинство священников в Римской церкви не имеют собственности, расходы пришлось взять на себя епархиям и приходам. В результате была продана значительная часть церковной недвижимости, включая храмы, а несколько епархий были признаны банкротами. То же, кстати, произошло с другим консервативным американским институтом – «Бойскаутами Америки». В 2020–2021 годах организация была вынуждена выплатить жертвам сексуального насилия со стороны своих «скаутмастеров» 850 млн долл., что привело ее к банкротству.
Французские общественные активисты с октября 2021 года поторапливают местных католиков с выплатами по искам. Франсуа Дево, глава ассоциации жертв педофилов в сутанах La Parole Libérée, во время презентации доклада CIASE заявил представителям церкви: «Вы заплатите за все эти преступления». И он планомерно движется к этой цели. В ноябре 2021 года Конференция католических епископов Франции уже заявила, что местные епархии продадут свое движимое и недвижимое имущество, а при необходимости – возьмут ссуды и кредиты, чтобы расплатиться со всеми жертвами.
В то же время Ватикан, похоже, не оставляет надежд в данном случае ситуацию переиграть. Основание уже есть: методика подсчета количества жертв, как выяснилось, небезупречна. Католический священник Мишель Вио в соавторстве с журналистом Йоханом Пикаром уже выпустили книгу «Доклад Суаве: манипуляция?», в которой проанализированы все нестыковки и противоречия в выкладках CIASE. По мнению авторов, методика экспертов была основана на «идеологических предубеждениях». В частности, для расчетов использовались математические формулы, разработанные маркетологами, – цифры, полученные при интернет-опросах, просто экстраполированы на все население Франции. И конечная цель доклада – очернить Римскую церковь, а не добиться справедливости.
Мишель Вио бьет тревогу: если его доводы не будут приняты, будущее Католической церкви во Франции под угрозой. Но по какому пути пойдет французское правосудие, как лягут карты в отношениях церкви и общества во Франции – все это будет очень сильно зависеть от того, насколько аккуратно папа Франциск выполнит просьбу президента Макрона.