0
5220
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

23.10.2022 17:51:00

Прибалтийские игры в независимость

В отношении церквей в Латвии, Литве и Эстонии у РПЦ есть все возможности использовать византийскую дипломатию

Андрей Мельников
Заместитель главного редактора "Независимой газеты", ответственный редактор приложения "НГ-Религии"

Об авторе: Андрей Львович Мельников – ответственный редактор приложения «НГ-религии».

Тэги: прибалтийские страны, церкви, автокефалия, независимость, рпц, патриарх кирилл

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

прибалтийские страны, церкви, автокефалия, независимость, рпц, патриарх кирилл Фото с сайта pravoslavie.lv

Латвийская православная церковь (ЛатПЦ) обратилась к патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой предоставить митрополии в Риге автокефалию, то есть полную независимость от церковного центра в Москве. Сообщение об этом носит официальный, но не убедительный характер.

На сайте ЛатПЦ появилась лаконичная публикация, в которой коротко перечисляются «деяния» Собора, который состоялся в столице Латвии 20 октября. Среди перечисленных инициатив, причем не в первую очередь, упоминается прошение об автокефалии. Немного напоминает Собор Украинской православной церкви (УПЦ), который в минувшем мае отказался от подчинения патриарху Кириллу. Но напоминает в каком-то пародийном ключе, словно сами инициаторы не верят в свою затею, и им только надо сделать вид, что они по-настоящему просят РПЦ о независимости.

В сообщении о рижском Соборе подчеркивается, что обращение появилось из-за требования правительства прибалтийской страны. Соборяне маленькой церкви напоминают, что до 31 октября им надо представить латвийским чиновникам результаты потуг освободиться от «московского пленения». До указанного числа епископы ЛатПЦ должны внести в устав своей религиозной организации упоминание об автокефалии.

«Во исполнение латвийского законодательства Собор Латвийской православной церкви абсолютным большинством голосов проголосовал за внесение соответствующих требованиям Закона о Латвийской православной церкви изменений в Устав ЛПЦ», – отмечено в публикации. Ясно как день, что поправки им придется вносить самочинно, без одобрения РПЦ, как это было после Собора УПЦ. Да и устроить одобрение Московского патриархата в такие сроки просто невозможно.

«В случае если обращение Собора ЛатПЦ поступит – разумеется, оно будет надлежащим образом рассмотрено в соответствии с Уставом Русской православной церкви», – сказал РИА Новости советник патриарха Московского и всея Руси протоиерей Николай Балашов. Согласно Уставу РПЦ, предоставление автокефалии возможно лишь по решению Поместного собора. Патриарх действительно издает указ, томос, о том, что такая-то церковь объявляется независимой. Но только после голосования широкого представительства соборян. Такова практика и других православных юрисдикций. Так было, например, в случае предоставления автокефалии Православной церкви Украины (ПЦУ) Константинопольским (Вселенским) патриархатом. Сначала прошел Собор в Стамбуле, а уже потом патриарх Варфоломей передал Петру Порошенко свой томос.

Однако даже малосведущему в церковной жизни человеку понятно, что организовать Поместный собор в нынешних условиях невозможно. Последний раз он проходил в 2009 году, когда избрали патриарха Кирилла. Приезжали представители всех частей Московского патриархата, включая самоуправляемые и автономные церкви, в том числе из Украины, Японии, США и т.д. По разным причинам сейчас это невозможно. Ведь в Москве не считают, что УПЦ ушла в раскол, а без ее представителей, как духовенства, так и мирян, Поместный собор невозможен. Даже Архиерейский собор не получается организовать из-за происходящего военного конфликта. Его несколько раз переносили, а недавно решили отложить на неопределенный срок.

В РПЦ приводят и другие аргументы, почему автокефалия в церквах прибалтийских государств невозможна. Если прошение ЛатПЦ в Москве еще не получали, то ходатайство Литовской православной церкви об изменении статуса лежит у синодалов еще с весны. Синоды проходят один за другим, а решения по Литве так и не принято. Создана специальная комиссия по рассмотрению вопроса об изменении статуса Виленско-Литовской епархии. Представитель этой комиссии профессор Московской духовной академии протоиерей Владислав Цыпин так обрисовал перспективы латвийской автокефалии: «Они обратиться могли, но это не значит, что это обращение получит удовлетворение. Я думаю, что нет». «В Латвии живут православные, большей частью русские, меньшая часть православных – латыши. Понятное дело, церковь латвийская относительно малочисленная, поэтому никакой церковной логики в том, чтобы отделяться, у них нет. А давление власти – это не может быть достаточным основанием», – сказал Цыпин агентству ТАСС.

Тот же аргумент о малочисленности верующих в его церкви и соответственно невозможности автокефалии в таких условиях привел митрополит Таллинский и всей Эстонии Евгений (Решетников) в интервью местному информационному ресурсу ERR. «Церкви как в Латвии, так и в Эстонии и сейчас являются абсолютно самостоятельными в своем управлении – церковно-административном, церковно-хозяйственном, – заявил митрополит. – Никаких взносов не платится в центр, никакой помощи не идет из центра. Связь только церковно-канонического порядка. Вот и все. Поэтому вы, наверное, намекаете на некую возможную автокефалию. Нет, об этом вопрос не стоит. И в ближайшее время стоять не будет». «Потому что нужно соответствовать параметрам автокефальной церкви. Наша церковь в Эстонии не соответствует этим параметрам», – пояснил Евгений.

Отметим, что эти слова прозвучали после того, как глава Эстонской православной церкви удовлетворил ультиматум чиновников, которые угрожали лишить его вида на жительство в стране, если иерарх не осудит заявлений патриарха Кирилла о специальной военной операции в Украине. Митрополит публично отрекся от солидарности с патриаршими проповедями, однако в упомянутом интервью тут же заявил, что главу РПЦ просто неправильно поняли.

Похоже, что такую игру в поддавки во все стороны представители прибалтийских митрополий РПЦ готовы исполнять еще очень продолжительное время. Тем более что довольно грубые действия властей бывших советских республик дают возможность жаловаться на ограничения свободы вероисповедания, и многие в Евросоюзе с этим согласятся. Патриарх Кирилл и церковный центр в Москве при этом спокойно относятся к маневрам иерархов за железным занавесом, позволяя им играть в напускное отречение от РПЦ. При этом сам глава РПЦ регулярно повторяет, что существуют «злые помыслы» наконец-то «покончить с Россией». Такое утверждение прозвучало и в Дивеево 23 октября, где патриарх призвал в проповеди молиться преподобному Серафиму Саровскому, чтобы святой «своим предстательством пред Господом даровал победу воинству нашему там, где идут военные действия».

Суровый и разнообразный опыт взаимодействия церкви и советского государства оказывает свое влияние на церковную политику и в новых условиях. Московский патриархат обращается к давно испытанному, изощренному, берущему основание еще в далекой византийской традиции лавированию между разнонаправлеными ультиматумами бескомпромиссных правителей. 


Читайте также


Китай несется вперед

Китай несется вперед

Олег Мареев

Диаграмма эволюции Поднебесной не пологая, а скачкообразная

0
2084
Домоправители мира сего

Домоправители мира сего

Михаил Стрелец

Христианские конфессии дружно претендуют на этический контроль над разрешением проблем экологии

0
2825
Две судьбы русского православия в Прибалтике

Две судьбы русского православия в Прибалтике

Милена Фаустова

Эстония требует запрета «московской» церкви, а Латвия выделяет ей финансирование

0
2964
«Мигрантофобы» против миссионеров

«Мигрантофобы» против миссионеров

Анастасия Коскелло

В РПЦ отмечаются разногласия по отношению к гастарбайтерам

0
3871

Другие новости