Графика freepik.com
В подавляющем большинстве стран мира мы наблюдаем одну и ту же картину: несмотря на стремительный технический прогресс, социальное неравенство растет. Нобелевский лауреат Мюрей Гелл-Манн и Оле Питерс в своих работах, посвященных принятию решений в экономических играх, использовали математическую модель, которая воспроизводит самую суть работы капиталистического механизма. Какие еще закономерности можно выявить с помощью этой модели? Не буду загружать читателя математическими выкладками, а продемонстрирую наиболее интересные и значимые закономерности.
Закономерность первая. Непрекращающийся рост неравенства. С течением времени в системе (стране, государстве) уровень неравенства только растет. Таким образом, рост неравенства органично связан с работой самого капиталистического механизма. Если в систему не включать специальные управляющие неравенством механизмы, то неравенство будет расти до бесконечности. Если у кого-то еще есть иллюзии, что неравенство вдруг начнет само по себе снижаться, то модель показывает на бесконечно малую вероятность этого сценария.
Итак, капиталистический механизм порождает рост неравенства. Налоги и другие механизмы управления экономикой могут ускорить или затормозить этот процесс. В настоящее время в США, России и многих других странах мира сверхбогатые граждане в среднем платят меньшую долю от своих доходов в виде налогов, чем большинство граждан. Еще в 2011 году миллиардер Уоррен Баффет в своей колонке для New York Times призывал американцев «перестать нянчиться с богачами» и обращал внимание на удивительный факт: из всех сотрудников его компании у него самая низкая налоговая ставка.
Закономерность вторая. Оказалось, что чем выше уровень неравенства, тем ниже рост среднего дохода на душу населения. Например, если есть две страны, которые различаются только уровнем неравенства, то страна с меньшим уровнем неравенства будет иметь более высокий рост среднего дохода на душу населения.
Закономерность третья. Предельный случай – когда неравенство становится равным нулю. В этом случае мы получаем самый высокий рост среднего дохода на душу населения. Итак, максимальный рост благосостояния граждан получается при неравенстве, равном нулю.
Представьте себе общество, в котором все люди с энтузиазмом работают, а суммарный заработанный доход делится на всех поровну. Перед нами вариант коммунистического общества. Трудно представить, что современные люди смогли бы производительно и ответственно работать в таких условиях. Но парадокс заключается в том, что в условиях математической модели именно при нулевом уровне неравенства достигается самый высокий рост среднего дохода на душу населения.
Закономерность четвертая. В реальном капиталистическом механизме ключевым движущим фактором служит предпринимательская инициатива, суть которой – желание заработать больше. Если добавить в математическую модель этот фактор, тогда получим, что максимальный рост благосостояния граждан в капиталистическом обществе достигается при некотором оптимальном уровне неравенства.
Таким образом, страна с разумным управлением неравенством может обеспечить более высокий рост среднего дохода на душу населения, чем такая же страна с неуправляемым ростом неравенства при прочих равных условиях. Если считать, что социальное государство – это государство с капиталистическим механизмом, в котором реализовано управление неравенством в интересах своих граждан, то такое сообщество будет иметь более высокий рост среднего дохода на душу населения, чем социум с неуправляемым ростом неравенства.
А теперь интересная информация из Китая. В 2021 году китайский лидер Си Цзиньпин озвучил идею «всеобщего процветания»: страна будет стремиться к достижению умеренного богатства для всех, а не к процветанию немногих «супербогатых». Правительство Китая примет меры по ограничению «чрезмерных» доходов и будет поощрять богатых к тому, чтобы они больше отдавали обществу.
Китайские компании услышали и откликнулись на этот призыв. Компания Alibaba решила инвестировать 100 млрд юаней вплоть до 2025 года на благо «всеобщего процветания». Компания профинансирует такие направления, как создание современных рабочих мест, поддержка уязвимых групп, экономическое развитие и технологические инновации. Tencent анонсировала удвоение инвестиций на общие блага до 100 млрд юаней. Деньги направят на развитие сельских районов и помощь людям с низким доходом. Технологические компании Xiaomi, Pinduoduo и Meituan также поддержали социальные инициативы на миллиарды долларов.
Складывается впечатление, что Китай уже запустил в работу инструменты управления неравенством. В подтверждение этому на XX съезде Коммунистической партии Китая Си Цзиньпин призвал всех членов КПК «вести сплоченную борьбу для всестороннего строительства модернизированного социалистического государства». То есть построение социального государства провозглашается как главная цель внутренней политики Китая, и скорее всего в основе лежит какое-то экономическое обоснование, а не только коммунистическая идеология.
Неравенство выросло в большинстве стран мира, включая Россию, где 1% населения владеет 47,7% национального богатства. Причина в том, что такой сценарий развития событий допускают сегодняшние правила игры.
Если раньше социальное государство привычно ассоциировалось с социализмом или коммунизмом, то сейчас есть другой путь, который заключается в том, чтобы начать управлять неравенством в интересах большинства граждан. Главное, что это можно делать продуманно, без революций и экспроприаций, просто изменяя правила игры в нужном направлении.
В будущее ведет много разных путей. Если люди выберут путь в сторону снижения неравенства и через своих представителей – президента и депутатов – начнут управлять неравенством в нужном им направлении, тогда мы вполне сможем жить в социальном государстве с прошедшим апгрейд капиталистическим механизмом.