Фото Reuters
Саммит Шанхайской организации сотрудничества в Самарканде (Республика Узбекистан, 15–16 сентября 2022 года), казалось бы, ушел в историю, а дискуссии вокруг его итогов продолжаются. Повышенный интерес к ШОС вполне объясним. Сложившаяся система международных отношений стремительно теряет равновесие. Турбулентность и напряжение в глобальной политике и экономике нарастают. Привычный международный порядок уходит в историю. Формируется новый многополярный миропорядок. На этом фоне очная встреча лидеров ШОС, в которую входят два постоянных члена Совета Безопасности ООН (Китай и Россия) и четыре ядерные державы (Китай, Россия, Индия и Пакистан), имела исключительно важное значение для совместного решения проблем международного и регионального развития, противодействия традиционным и нетрадиционным вызовам и угрозам безопасности. О значимости саммита ШОС может свидетельствовать хотя бы тот факт, что по его итогам наряду с Самаркандской декларацией и почти 40 другими документами были приняты совместные заявления по таким животрепещущим вопросам, как обеспечение международной энергетической и глобальной продовольственной безопасности, по реагированию на изменение климата, а также об обеспечении надежных, устойчивых и диверсифицированных цепочек поставок.
Саммит ШОС впервые собрал за одним столом свыше 20 глав государств и правительств, руководителей крупных международных организаций, деятелей культуры и представителей деловых кругов, журналистов от мировых, региональных и местных СМИ. География участников саммита впечатляла: от Евразии и Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии до Северной Африки. На время проведения саммита Самарканд без какого-либо преувеличения стал центром мировой политики. В эти дни, как отметил Economist, «западные лидеры бросали нервный взгляд на Самарканд… куда их демонстративно не пригласили». За 20 лет на Западе так и не разгадали главный секрет ШОС – неконфронтационность, ненаправленность против других государств и многосторонних организаций, открытость для взаимовыгодного сотрудничества со всеми на основе Устава ООН, Хартии ШОС и в соответствии с нормами международного права.
Самаркандский саммит определил новые широкие горизонты развития организации. Приближение к ним обеспечит высокую отдачу многостороннего сотрудничества, укрепит авторитет ШОС в качестве авторитетного и влиятельного многостороннего объединения, в рамках которого кристаллизуется новая, весьма многообещающая и привлекательная модель регионального сотрудничества. Суть ее проста: в ШОС нет сильных или слабых, богатых или бедных, больших или малых. Голос каждой страны звучит в ШОС одинаково, и к нему прислушиваются, а «неудобные» вопросы обсуждаются на «семейном» совете. Общая цель – устойчивое развитие через обеспечение безопасности и стабильности.
Саммит ШОС в Самарканде продемонстрировал это с новой силой. Многие страны трех континентов не первый год настойчиво «стучатся» в двери ШОС. Стремление стать частью «семьи» ШОС – их осознанный выбор. На одну из причин указало турецкое агентство Dailysabah: «Из-за все более односторонней политики западных стран «незападные» страны больше не доверяют западным странам. Даже те страны, которые традиционно считаются союзниками Запада, начали искать союзников и партнеров вне западного мира».
ШОС открыта для присоединения новых государств. В Самарканде это нашло новое подтверждение. С принятием Ирана ШОС значительно укрепила свои позиции в качестве активно формирующегося центра силы в Евразии. Решение о начале процедуры приема Республики Беларусь в члены ШОС закрепило эту тенденцию. С большой вероятностью можно утверждать, что Белоруссия уже в 2024 году станет 10-м полноценным членом организации. Настоящая арабская весна второй год подряд приходит в ШОС: статус партнера по диалогу получили Арабская Республика Египет, Королевство Саудовская Аравия, Королевство Бахрейн, Государство Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты, а также Мальдивская Республика и Республика Союз Мьянма. Кроме того, Секретариат ШОС подписал меморандумы о взаимопонимании с Генеральным секретариатом Лиги арабских государств, ЮНЕСКО, Экономической и социальной комиссией для Азии и Тихого океана.
Государства – наблюдатели ШОС и партнеры по диалогу – это потенциальные члены организации. Многие из них подали либо готовятся подать заявки на полноценное членство. Перед ШОС никогда не стояло задачи форсирования числа государств-членов. Гораздо важнее то, что за 20 лет ни одна страна или организация не отозвала свою заявку, что свидетельствует о силе «шанхайского духа», на принципах которого построено партнерство в рамках ШОС. Очевидно, что члены шосовской «семьи» и международные организации – партнеры ШОС видят в лице ШОС быстро эволюционирующий центр многополярного мира, способный активно противостоять глобальным и региональным рискам. Очевиден и совокупный потенциал стран «семьи» ШОС, которые за счет собственных ресурсов могут обеспечить устойчивое развитие государств, население которых составляет почти половину населения земного шара. Однако при всей ощутимости успехов сотрудничества, особенно в борьбе против «трех зол» и продолжающегося «возвышения» ШОС, государствам-членам предстоит большая работа по повышению эффективности организации, включая ее постоянно действующие органы – секретариат и Региональную антитеррористическую структуру ШОС. Соответствующее решение главы государств приняли в Самарканде.
Нет сомнений в том, что внешние условия для деятельности ШОС будут усложняться. Несмотря на то что ШОС не является организацией антизападной, на Западе ее воспринимают как формирующийся антизападный военно-политический блок. Вопрос в том, сможет ли ШОС в новую эпоху сохранить, отстоять и обеспечить преемственность партнерской сущности организации, лучших традиций, сложившихся за последние два десятилетия. Другими словами, организация должна адаптироваться к новым реалиям и грядущим вызовам, предсказать которые очень трудно.