0
10681
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

06.10.2022 18:10:00

Конфликт в Украине как залог мира на Балканах

Почему выборы в Боснии прошли относительно спокойно

Олег Бондаренко

Об авторе: Олег Владимирович Бондаренко – директор Фонда прогрессивной политики, главный редактор проекта Балканист.ру.

Тэги: балканы, биг, босния, парламент, выборы, турция, украина, военная спецоперация

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

балканы, биг, босния, парламент, выборы, турция, украина, военная спецоперация На фото выступление Бакира Изетбеговича во время предвыборной компании. Фото Reuters

В ожидании развития событий на украинских фронтах обстановка в прежних горячих точках Европы замерла, как будто поставленная на паузу. Очевидно, у внешних акторов, прежде использовавших в своих целях старые тлеющие конфликты, нет ресурсов для активной игры сразу на нескольких площадках. Потому тезис «чем масштабнее военные действия в Украине, тем спокойнее на Балканах» становится все более актуальным. Правда, не стоит забывать, что он работает и в обратном направлении.

Состоявшиеся в первое воскресенье октября всеобщие выборы в самой разорванной стране бывшей Югославии и, пожалуй, Европы, Боснии и Герцеговине выявили главный запрос местного населения – на новые лица и сменяемость власти. Так, неожиданно для себя проиграл выборы на пост члена Президиума страны сын основателя и идеолога мусульманской Боснии, Алии Изетбеговича, Бакир, уступивший почти 20% представителю новой политической силы «Объединенные за свободную Боснию» Денису Бечировичу. Бакир Изетбегович был проводником турецкой политики и ближайшим соратником Реджепа Тайипа Эрдогана в регионе. Вместе с его поражением можно прогнозировать снижение самостоятельной роли Анкары на Балканах. Бечирович, вероятно, будет более ориентирован на США и Великобританию, чем на Турцию. Хотя варианты с внутриисламской конкуренцией за «свое» государство в центре Европы также нельзя исключать.

Саудовская Аравия, равно как и страны Персидского залива, все более заметно присутствует в Балканском регионе. Для многих представителей саудовского среднего класса проводить лето в Боснии стало хорошей традицией. А последняя история уже открытого противостояния Ирана с Албанией, на территории которой, как выяснилось, давно существует база подготовки вооруженных сил иранской оппозиции режиму Хаменеи, на данный момент закончилась высылкой всех иранских дипломатов из Тираны и угрозой Тегерана отправить свои беспилотники для ее уничтожения. Культурный центр Исламской Республики Иран, в свою очередь, венчает главную прогулочную улочку Сараево – Башчаршию.

Политическая система Боснии и Герцеговины после Дейтонских соглашений 1995 года устроена таким образом, что каждый из трех государствообразующих народов (бошняки, сербы, хорваты) имеет своего представителя в коллективном органе управления страной – Президиуме БиГ. При этом сама страна состоит из двух равных частей – самоуправляемых энтитетов – Республики Сербской и Федерации БиГ, называемой иначе Мусульмано-хорватской федерацией. Таким образом, выборы проходят в каждом энтитете отдельно, но за представителя хорватов могут голосовать как хорваты, так и бошняки, поскольку они живут вместе в одном энтитете. Это как раз и создает пространство для политических подмен и спекуляций.

По первым сообщениям проигрывал, но в итоге сумел-таки сохранить свое кресло члена Президиума БиГ и ближайший соратник Бакира Изетбеговича, номинально представляющий хорватов Желько Комшич. Его главная оппонентка Борьяна Кришто, представляющая Хорватский демократический союз, получив голоса 90% боснийских хорватов, оказалась оттеснена на вторую позицию голосами боснийских мусульман, голосующих вместе с хорватами в рамках одного энтитета – Мусульмано-хорватской федерации. Данную проблему голосования бошняков за представителя хорватов неоднократно поднимали многие местные политики, включая сербских. Официальный Загреб неоднократно выступал в защиту хорватского представительства соседней страны. Даже верховный представитель ЕС без мандата Совбеза ООН, а потому не признаваемый Сербией, Россией и Китаем Кристиан Шмидт пытался директивными методами ограничить возможность выбирать хорватского представителя голосами мусульман в хорватских кантонах Боснии, но получил только мощные протесты бошняков перед своим офисом.

Наконец представителем сербов в Президиуме БиГ была избрана экс-президент Республики Сербской Желька Цвиянович. Она обошла более чем на 16% старожила сербско-боснийской политической сцены, председателя Сербской демократической партии, основанной Радованом Караджичем, Мирко Шаровича. Не настолько уверенной оказалась победа самого известного боснийского политика в России, многолетнего лидера сербов в Боснии Милорада Додика – Республиканская избирательная комиссия довольно долго не публиковала предварительные результаты, давая возможность спекулировать на его проигрыше основному противнику в лице молодой Елены Тривич (39 лет) из Партии демократического прогресса. Только ближе к обеду понедельника были опубликованы официальные данные о победе Додика с отрывом в 5% (48 против 43%). Начавшееся было ночное празднование в штабе оппозиционеров, опубликованное в интернете, на следующее утро оказалось вброшенным фейком из прошлых лет. А сама Елена Тривич, несмотря на многочисленные анонсы, так и не вывела людей на улицу. По какой причине – отсутствия внешнего сигнала, необходимых ресурсов или политической воли, – пока до конца не понятно. Но даже если эти протесты начнутся в конце недели, время уйдет – митинговать надо было сразу после выборов.

Результаты парламентских выборов по всей Боснии приблизительно повторяют персональные рейтинги с поправкой на то, что партии еще менее интересны избирателям и не всегда способны взять весь электорат своего лидера. Так, партия Милорада Додика «Союз независимых социал-демократов» получила 42%, в то время как партия Бакира Изетбеговича – 25%, а «Хорватский демократический союз» – 15%.

Процесс формирования правительства в современной политической ситуации Боснии настолько трудно устроен, что с момента последних всеобщих выборов 2018 года в стране так и не было официально утверждено правительство, устраивавшее все три народа в лице их представителей. Предполагать, что в 2022 году процесс пойдет быстрее, было бы пока крайне наивно. Босния и Герцеговина продолжит жить как страна, тихо раздираемая внутренними противоречиями до тех самых пор, пока внешним акторам (в первую очередь США и Великобритании) не надоест этот бесконечный балканский «тяни-толкай» и те не решат уничтожить дейтонскую политическую систему, приведя все государственное устройство к унитарному образцу во главе с подконтрольным исламским политическим лидером. Такой сценарий угрожает прежде всего Республике Сербской и ее политическому руководству. Но на данный момент Лондону и Вашингтону не до Боснии. Прочие политические центры – Берлин, Брюссель, Пекин, Москва – и прежде были лишены достаточных рычагов для серьезного влияния, а в ситуации продолжающегося военного конфликта в Украине тем более связаны ограниченностью ресурсов. 


Читайте также


Украину превращают в европейскую фабрику вооружений

Украину превращают в европейскую фабрику вооружений

Владимир Мухин

ЕС демонстрирует намерение поддерживать Киев финансами, боеприпасами, техникой и технологиями

0
1055
Стармер поддержал Зеленского перед инаугурацией Трампа

Стармер поддержал Зеленского перед инаугурацией Трампа

Наталья Приходко

Киев и Лондон готовы подписать соглашение о сотрудничестве на 100 лет

0
885
Дорога к спокойствию

Дорога к спокойствию

Виктор Песенный

0
155
Терпя обиды едкий дым

Терпя обиды едкий дым

Леонид Викторов

Актеры, врачи, художники, поэты и другие «обломки грозного крушенья»

0
718

Другие новости