Лидер партии "ГЕРБ" Бойко Борисов (справа) на пути к избирательному участку. Фото Reuters
В среду, 5 октября, в Софии будут оглашены официальные результаты досрочных выборов в Народное собрание (парламент Болгарии). Они прошли в минувшее воскресенье и стали четвертыми за 18 месяцев (и третьими за полтора года).
Для страны они являются системообразующими, так как Болгария – парламентская республика, и, как следует из частного, получаемого при делении месяцев на число выборов, болгарская политическая система находится в глубоком кризисе, который, судя по результатам голосования, разрешить будет невозможно не только в ближайшей, но и среднесрочной перспективе.
Согласно предварительным итогам, на выборах победила набравшая 25% голосов коалиция партии «Граждане за европейское развитие Болгарии» (ГЕРБ) и «Союза демократических сил». На втором месте партия бывшего премьер-министра Кирила Петкова «Продолжаем перемены» с 22%. Петков, кабинет которого в июне вынужден был уйти в отставку из-за вотума недоверия, выдвинутого оппозиционной ГЕРБ и поддержанного частью депутатов, входящих в правящую коалицию, уже признал свой проигрыш.
Неожиданно на третьем месте оказывается «Движение за права и свободы» (ДПС) – традиционная для болгарской политической сферы партия турецкого меньшинства, за которую стабильно голосуют около 10% населения. Однако в этот раз скорее всего результат ДПС достигнет своего исторического максимума – по предварительным данным, партия набирает более 15% голосов.
Уже точно известно, что четырехпроцентный барьер, необходимый для прохождения в болгарский парламент, преодолели семь партий. Среди них и две считающиеся пророссийскими – Болгарская социалистическая партия (БСП), потерявшая на этих выборах много голосов, но прошедшая в Народное собрание с предварительным результатом в 11%, и партия «Возрождение», которая увеличила свое представительство в парламенте по сравнению с прошлым разом, набрав немного меньше, чем БСП, – около 10%.
Как и многие эксперты, Майя Монолова, лидер популистской партии «Вставай, Болгария! Мафия – вон!», охарактеризовала выборы как своего рода референдум «за» или «против» боевых действий в Украине (то есть «специальной военной операции» (СВО), которую ведет Россия). Однако представляется, что российскому фактору на парламентских выборах в Болгарии придается слишком большое значение.
Во-первых, партии, относящиеся лояльно к внешней политике России, набрали не намного больше голосов, чем в прошлый раз, в ноябре 2021 года, то есть СВО не внесла существенных изменений в партийный расклад. Во-вторых, внутренних проблем в болгарской политике, экономике и социальной сфере настолько много, что говорить о том, что внешнеполитические вопросы занимают первостепенное место у избирателей, не считается верным.
Скорее всего такой драматический посыл воскресным выборам был сделан из-за стремления повысить избирательную явку, что в нынешних условиях могло бы поспособствовать решению основной причины болгарского кризиса – отсутствию дееспособного правительства. Чем больше людей пришло бы на избирательные участки, тем больше было бы шансов на создание однопартийного кабинета, которому в отличие от нестабильных многосторонних коалиций могло бы быть под силу решить не только старые (коррупция, обнищание населения, развал системы здравоохранения), но и новые проблемы. А это помимо необходимости сформировать общую национальную позицию в отношении СВО при сохраняющемся глубоком общественном расколе на русофилов и европеистов еще и большая инфляция, и энергетический кризис.
Однако, как говорит предварительная статистика, драматизация выборов если и увеличила явку, то совсем немного. Болгарские граждане за прошедшие полтора года политической нестабильности заметно устали и разочаровались: и в новых международных условиях к урнам пришло не более 35% избирателей.
Теперь, после прошедших выборов, как и в прошлые три раза, чтобы создать правительство, опять понадобятся большие компромиссы, опять придется формировать широкую коалицию. С победившей партией ГЕРБ по-прежнему, кроме ДПС, не хочет иметь дело ни одна из вошедших в парламент партий. А объединение ГЕРБ с ДПС не даст им необходимого большинства для формирования кабинета. Это значит, что с созданием правительства, не говоря уже о его дееспособности, опять будут большие сложности.
Болгария среди стран – членов ЕС всегда являлась наиболее дружественным РФ государством. С началом СВО количество ее сторонников резко уменьшилось, но общественный раскол по поводу действий Москвы до сих пор остается заметным. Несмотря на то что разрыв энергетического сотрудничества с Россией (в апреле 2022 года «Газпром» прекратил поставки в Болгарию из-за отказа кабинета Петкова платить в рублях) сильно ударил по потребителям, болгарам в первую очередь необходимо преодолеть политический кризис. Именно это, а не возвращение к политике дружбы с Москвой, гарантированно поможет стране пережить скорее всего суровую зиму и тяжелое время, отмеченное СВО, инфляцией и высокими ценами на энергоносители. Однако результаты состоявшихся выборов надежд на скорейшее разрешение острой политической ситуации в Болгарии не дают.