Фото сайта rzd.ru
С марта-апреля 2022 года российский авторынок претерпел глобальные изменения. Западные поставщики ушли, китайские бренды существенно увеличили свои доли, но большинство привычных нам игроков по-прежнему находятся в стадии неопределенности – они официально не заявили о прекращении работы, лишь приостановили поставки и производство. В результате покупатели и арендаторы авто со стороны бизнеса вынуждены существовать в условиях ограниченного предложения и сверхвысоких цен.
В январе 2022 года в Россию поставляли продукцию 55 автомарок, сейчас – только 17. О своем уходе с нашего рынка заявили американские General Motors (производитель автомобилей Cadillac и Chevrolet) и Ford, британский Jaguar Land Rover, французская Renault Group, шведская Volvo.
Представители Jaguar Land Rover одними из первых заявили о прекращении поставок в Россию, но свою деятельность не свернули: дилеры марок продолжают гарантийное обслуживание реализованных ранее машин и даже ввозят новые авто по схеме параллельного импорта. Похожее положение дел у Volvo: хотя деятельность компании в нашей стране была приостановлена, фактический уход с рынка не произошел. Ford с его единственной, но очень значимой в своем сегменте моделью Transit покинул Россию. Однако мощности завода этой марки в Елабуге в скором времени будут использоваться для производства автомобилей под брендом «Соллерс».
Одним из последних объявил о приостановке деятельности на территории РФ концерн Renault, который полностью прекратил производство. Завод «Рено Россия» перешел в собственность правительства Москвы и был переименован в «Москвич». А КамАЗ даже собирается локализовать на своих площадях выпуск машин китайской компании JAC под российским названием.
Помимо этого, в дефиците продукция вставших на паузу VAG (Audi, Bentley, Bugatti, Lamborghini, Porsche, Skoda, легковые и коммерческие автомобили Volkswagen, MAN, Scania и Ducati), Mercedes-Benz, BMW, Toyota и Lexus, а также Nissan. Доля западной продукции во всех сегментах планомерно стремится к нулю. К примеру, если до марта 2022-го мы выдавали в лизинг около 50 новых BMW в месяц, то в последние месяцы – не более 10. Складские запасы этих автомобилей еще есть, но их хватит максимум до конца года.
Автодилеры, лизинговые компании и их клиенты сейчас ощущают «сильный голод» на марки тех брендов, которые полностью ушли из России.
Западных игроков замещают преимущественно китайские бренды, которые значительно укрепили свои позиции на отечественном рынке за последние полгода. Среди основных бенефициаров – Haval, Chery, Geely и EXEED, а в сегменте тяжелой техники – Shacman, FAW, Howo и Sitrak. Однако есть модели, которым нет аналогов по соотношению цена/качество. В легковом сегменте сложно заместить немецкие автомобили премиум-класса, а в грузовом – седельные тягачи.
Для стабилизации и роста российского автомобильного рынка необходимо проводить системную работу по нескольким направлениям. Первое – развитие отечественного производства и налаживание поставок. Государство сейчас очень активно поддерживает отечественных производителей. В этом году господдержка позволит реализовать 75 тыс. машин по льготным кредитам и лизингу – это около 10% всего объема новых транспортных средств. Как сообщил замминистра промышленности и торговли РФ Альберт Каримов, по госпрограммам стимулирования спроса уже продано 20 тысяч автомобилей. Цифры подтверждают, что меры достаточно эффективны и их нужно масштабировать, расширяя список включенных в программу субсидирования моделей.
Второе направление – выработка правильной стратегии взаимодействия с азиатскими поставщиками. Это, с одной стороны, позволило бы восполнить дефицит, а с другой – не допускала бы монополизации и перенасыщения российского рынка продукцией китайского производства.
Третье – переориентация спроса с новых автомобилей на технику с пробегом. Каршеринговые, таксомоторные компании и грузоперевозчики сейчас ищут любую возможность не останавливать расширение корпоративных парков. Приобретение бывших в эксплуатации автомобилей – один из способов сохранить прежние темпы. Так, если в первом полугодии 2021 года доля подержанных авто в портфеле компании «Газпромбанк Автолизинг» составляла 3%, то по итогам шести месяцев 2022 года – уже 24%. Наибольший рост подержанных машин (36%) был отмечен в грузовом сегменте – из-за резкого сокращения предложения новой продукции от представителей большой европейской семерки.
Однако стоит подчеркнуть, что переход на подержанные авто – мера вынужденная и временная, пока не будет налажен импорт и поставлено на новый уровень производство отечественной продукции. Парки быстро изнашиваются, и минимальный пробег – важная характеристика при их формировании.
Четвертое – механизм параллельного импорта. В начале мая Минпромторг России опубликовал перечень товаров, допущенных для ввоза без согласия правообладателя. Процедуру сейчас усложняет то, что юридические лица должны получать заключение ФГУП НАМИ об оценке единичного транспортного средства, заменяющее свидетельство о безопасности его конструкции. Но это не самое главное препятствие.
Куда существеннее то, что такие поставки не всегда выгодны. Например, цена Range Rover на сайте представительства в 2,5 раза ниже, чем стоимость аналогичного транспортного средства, приобретенного у официального дилера и ввезенного путем параллельного импорта. Даже при условии более эффективной организации импорта этот инструмент не сможет полностью компенсировать дефицит западных марок автомобилей на российском рынке и удовлетворить спрос.
Сейчас важно сконцентрироваться на создании условий для роста доли на рынке отечественной продукции и продуктивной деятельности на территории Российской Федерации не поддерживающих санкции экспортеров.