0
5734
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

29.09.2022 19:00:00

Почему выборы в Бразилии имеют глобальное измерение

Главная схватка состоится между действующим и бывшим президентами

Людмила Окунева

Об авторе: Людмила Семеновна Окунева – заведующая кафедрой истории и политики стран Европы и Америки МГИМО, главный научный сотрудник Института Латинской Америки РАН.

Тэги: бразилия, политика, власть, выборы


бразилия, политика, власть, выборы На фото действующий президент Бразилии Жаир Болсонару (в центре) приветствует публику на предвыборном митинге. Фото Reuters

В воскресенье в Бразилии состоятся всеобщие выборы. Наряду с президентом страна будет избирать обе палаты парламента и губернаторов штатов. Но все внимание приковано, естественно, к выборам главы государства. В борьбу за президентский пост вступили более 10 кандидатов. Однако главная электоральная схватка состоится между двумя непримиримыми соперниками, «политическими тяжеловесами», представителями двух полюсов бразильского общества – действующим президентом, правым политиком Жаиром Болсонару и экс-президентом, левоцентристом, не растерявшим, а даже приумножившим свою популярность Луисом Инасиу Лулой да Силвой (или попросту Лулой, как зовут его в Бразилии).

Попытки преодолеть данную политическую поляризацию и выдвинуть умеренно-центристского кандидата, который бы представлял «третий путь», провалились. Рейтинги подобных политиков были равны статистической погрешности, и ни о какой конкуренции с претендовавшими на президентский пост «грандами» не могло быть и речи.

Политическая судьба Лулы после окончания его успешного президентства (2003–2010), оставившего позитивный след в исторической памяти бразильцев, складывалась драматично. Импичмент его преемницы Дилмы Руссефф (2011–2016), выдвижение против него обвинений в коррупции и мощный политический удар – 580-дневное тюремное заключение – исключили его из президентской гонки 2018 года, где он имел все шансы победить. В ноябре 2019 года Лула был освобожден, а в марте 2021-го Верховный суд не просто снял с него все обвинения, но и заявил об их предвзятом характере с целью вывести его из предвыборной кампании. С этого момента Лула вступил в уже фактически развернувшийся электоральный процесс и бил рекорды популярности, оставляя своего главного соперника далеко позади.

Действующий президент, одержав убедительную победу на выборах-2018 под привлекшими электорат лозунгами борьбы с коррупцией и криминалом, стал править в рамках модели, сочетавшей неолиберальный тренд в экономике и ультраконсервативную ценностную повестку. Чертами его правления стали симпатии к военному режиму 1964–1985 годов, массовый приход во власть представителей армии, нескрываемая ненависть к левым, не умиротворение политической жизни, а усиление ее радикализации, нападки на законодательную и судебную ветви власти, которые расцениваются в гражданском обществе страны как главные оплоты демократии. Обеспокоенный серьезным отрывом от Лулы, Болсонару подверг сомнению чистоту электронного голосования, практикуемого в стране в течение четверти века. Не добившись его замены голосованием бумажным, он настоял на контроле над избирательным процессом со стороны военных. Гражданское общество ответило митингами и манифестами в защиту демократии.

Мандат Болсонару характеризовался закручиванием спирали экономического кризиса, ухудшением социальной ситуации, ростом бедности и увеличением числа голодающих до 33 млн человек. Не случайно поэтому главная повестка обоих кандидатов – социально-экономическая. Несмотря на небольшой, во многом ситуативный рост макроэкономических индексов, на первый план вышли такие чувствительные для электората проблемы, как рост цен, пауперизация населения, деградация социальной сферы.

Оба соперника вели активнейшую избирательную кампанию, но Болсонару включил свой административный ресурс, использовав для предвыборной агитации и торжества в честь 200-летия провозглашения независимости (национальный праздник 7 сентября), где он превзошел своего главного конкурента, собрав миллионные толпы сторонников, и участие в похоронах королевы Елизаветы II, и трибуну Генассамблеи ООН.

В последние недели поляризация общества достигла максимума. По данным 14 ведущих социологических агентств, рейтинги обоих кандидатов колебались в пределах 44–48% у Лулы и 33–36% у Болсонару. Однако в самое последнее время появились и данные о том, что Лула, предпринимавший большие усилия по привлечению не только «своего» электората, но и тех избирателей, которые, не являясь его сторонниками, тем не менее отвергали Болсонару, может набрать 52% и победить уже в первом туре. Болсонару не признает эти данные, считая, что он сам «победит в первом туре с результатом в 60%». Однако всем известна высокая репутация используемых социологическими бюро электоральных методик.

Естественно, бразильские выборы всегда несут в себе элемент неожиданности, и самые точные данные будут получены по итогам голосования. Но тревогу законодателей, Верховного избирательного суда (высшей «электоральной власти» страны), ведущих политических аналитиков вызывает настрой действующего президента на возможное непризнание им итогов выборов в случае, если победителем будет не он.

Вопрос о том, кто будет президентом Бразилии, отнюдь не праздный. Хотя личностные характеристики лидера имеют для бразильцев зачастую определяющее значение, на предстоящих выборах вопрос стоит о векторе дальнейшего развития страны, направленности ее внешней политики, позиционировании на международной арене.

Ведь Бразилия – ключевая страна Латинской Америки, которую в силу огромности ее территории и 213-миллионного населения по праву называют страной-континентом. Региональный лидер – Бразилия стремится стать мировым актором, играет все возрастающую роль в ООН (в 2022–2023 годах она – непостоянный член Совбеза), поддерживает дипломатические и торгово-экономические отношения практически со всеми странами мира. Такое государство – серьезный игрок в глобальной системе международных отношений.

В конце дня выборов система электронного голосования подведет итоги острейшей схватки «политических гигантов», и это станет самым точным и неопровержимым показателем народного волеизъявления, которое либо выявит окончательного победителя, либо соперники сойдутся во втором туре 30 октября. 


Читайте также


Бербок видит в Москве принципиального противника

Бербок видит в Москве принципиального противника

Олег Никифоров

Глава германского МИД опасается вторжения России в Евросоюз

0
1292
Первые указы Трампа не коснулись России и Украины

Первые указы Трампа не коснулись России и Украины

Данила Моисеев

Геннадий Петров

Новый президент США развил бурную деятельность во внутренней, а не во внешней политике

0
1241
Как наука может превратиться в политику и какие это может иметь последствия

Как наука может превратиться в политику и какие это может иметь последствия

Андрей Ваганов

Экспертное знание ученых становится все более значимым ресурсом власти

0
1956
Хрупкая сделка ХАМАС и Израиля может быть сорвана

Хрупкая сделка ХАМАС и Израиля может быть сорвана

Геннадий Петров

Ряд политиков допускают скорое возобновление боевых действий

0
1816

Другие новости