Фото агентства городских новостей "Москва"
Спешно принятый обеими палатами Федерального собрания и без промедления подписанный президентом РФ федеральный закон № 365 помимо усиленных мер ответственности за отдельные воинские преступления предусматривает еще и весьма жесткие санкции за различные нарушения в сфере гособоронзаказа (ГОЗ). В результате к уже имеющимся (но почему-то невостребованным на практике статьям Уголовного кодекса) добавили сразу четыре квалифицированных состава: 201.2, 201.3, 285.5 и 285.6.
Исходя из содержания этих новелл, нарушение условий госконтракта в сфере ГОЗ чревато не только многомиллионными штрафами, но и продолжительными сроками заключения. В частности, нарушение, обошедшееся госказне в 5% от стоимости контракта (не менее 5 млн руб.) или приведшее к невыполнению госзадания, может обернуться лишением свободы на срок от 5 до 10 лет с запретом занимать определенные должности (ч. 2 ст. 201.2 УК РФ). Криминализованы стали отказ или уклонение от заключения госконтракта, необходимого для выполнения ГОЗ: в худшем случае уклонисту грозит от четырех до восьми лет колонии со штрафом до 1 млн руб. (ст. 201.3 УК РФ). Позаботились законотворцы и о нерадивых чиновниках: за совершение аналогичных преступлений им грозят такие же сроки и штрафы. Правда, для всех преступников предусмотрен приятный бонус в виде примечания, освобождающего их от ответственности в случае добровольного устранения нарушений. Так что выкрутиться из правоохранительных объятий вполне возможно.
Примечательно, что вопросом кары за срыв ГОЗ законотворцы озаботились вслед за неожиданными для бизнеса июльско-августовскими инновациями, предусматривающими сверхурочную и безотпускную работу сотрудников отдельных предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и коммерческих фирм, заключивших госконтракт, без их согласия (федеральный закон № 273, постановление правительства № 1365 и приказ Минпромторга № 3316). Однако самое болезненное для бизнеса – невозможность отказаться от заключения госконтракта, предназначенного для обеспечения проведения Вооруженными силами РФ и другими воинскими формированиями и органами контртеррористических и иных операций за пределами территории РФ (федеральный закон № 272). При этом допускается одностороннее изменение объемов поставок (как в сторону увеличения, так и уменьшения), предусмотренных госконтрактами, заключенными с Минобороны, МЧС, Росгвардией и ФСБ России, с одновременным изменением их цены.
Гособоронзаказ в силу своей многомиллиардной емкости и громоздкой системы отчетности давно является объектом преступных посягательств. По словам первого зампреда коллегии Военно-промышленной комиссии (ВПК) России Андрея Ельчанинова, в текущем году затраты в рамках гособоронзаказа увеличатся на 600–700 млрд руб. В связи с этим следует ожидать прироста не только злоупотреблений полномочиями, но и фактов хищений. Ежегодно в этой сфере с подачи проверяющих служб возбуждаются сотни уголовных дел (в 2021 году – 550), но далеко не все из них доходят до суда. По подсчетам Верховного суда России, за 2018–2021 годы по ст. 201.1 и 285.4 УК РФ, появившимся с подачи Минобороны в связи с ненадлежащим выполнением госконтрактов и карающих за злоупотребления полномочиями в сфере ГОЗ, были осуждены всего шесть человек! Это и неудивительно: в основном фигурантов таких уголовных дел осуждали за мошенничество или взяточничество, реже за другие виды преступлений.
На что будут использованы деньги из федерального бюджета (в трлн руб.) Источник: Федеральный закон от 06.12.2021 № 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». |
Как показывает практика, большинство преступлений в сфере ГОЗ совершается в соучастии (речь идет о сговоре госзаказчика с поставщиком) с использованием большого количества посреднических фирм. Чаще всего фигурантам уголовных дел инкриминируются такие деяния, как необоснованное завышение начальной (максимальной) цены госконтракта, нецелевое использование авансовых средств, завышение объемов выполненных работ, использование для расчетов фирм-однодневок и т.д. На скамье подсудимых в основном оказываются коммерсанты-мошенники, а не потворствующие им чиновники.
Однако все это лирика. Главное в этой ситуации – некачественная (контрафактная) продукция, поставляемая в рамках ГОЗ. Так, в августе на шесть лет колонии осудили экс-начальника курганского управления МЧС России, обвинявшегося в целом букете должностных преступлений. Как установил суд, еще в 2018 году в рамках гособоронзаказа на поставку робототехники он подписал фиктивные акты о приемке непригодного для использования оборудования, в результате чего поставщику перечислили 56,5 млн руб. Куда более серьезное дело слушается в 235-м гарнизонном военном суде, где судят бывшего замначальника Генштаба Вооруженных сил РФ и двух его подельников. По версии следствия, действуя «в составе организованной группы с участием шести иных лиц путем обмана и злоупотребления доверием должностных лиц Минобороны», они похитили 1,6 млрд руб., выделенных на программу цифровизации вооруженных сил и оснащение объектов Минобороны телекоммуникационным оборудованием. Подсудимые организовали заключение и оплату госконтрактов по закупке и наладке оборудования по завышенной стоимости. И таких случаев множество.
Получается, что никакие новеллы УК не способны обуздать аппетиты коррумпированных чиновников, привыкших годами безнаказанно наживаться за госсчет. Учитывая, что расходы бюджета на национальную оборону будут только расти (к 2024 году – 3,8 трлн руб.), можно предположить, что одновременно с ними вырастут и объемы хищений выделяемых средств.