0
5914
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

15.09.2022 18:48:00

Нужна ли России декарбонизация ТЭКа

Западные санкции вынуждают РФ пересмотреть концепцию по регулированию выбросов парниковых газов

Иван Петров

Об авторе: Иван Васильевич Петров – горный инженер-экономист, первый заместитель декана факультета экономики и бизнеса Финансового университета, профессор.

Тэги: декарбонизация, тэк, экология


декарбонизация, тэк, экология Фото агентства городских новостей "Москва"

Декарбонизация топливно-энергетического комплекса, подразумевающая снижение выбросов парниковых газов, оцениваемых в СО2-эквиваленте, при добыче, переработке и использовании энергетических ресурсов обусловлена стремлением мирового сообщества к снижению темпов потепления и изменения температурного баланса на планете, приводящего к росту аномальных климатических явлений. Мы слышим вопросы: все ли климатические проблемы обусловлены только антропогенным воздействием; не является ли тренд декарбонизации очередной экономической ловушкой для обеспечения оттока финансовых ресурсов от добывающих стран в страны, обладающие технологиями декарбонизации?

По большому счету спор неуместен, так как любые действия по смягчению воздействия на природу полезны, но они должны быть и экономически целесообразны. Наиболее значимый вклад в глобальные антропогенные выбросы парниковых газов вносят КНР, США, ЕС, Индия, Российская Федерация, Япония, Бразилия и Индонезия.

Россия, как и большинство ведущих стран мира, присоединилась к международной повестке по климатическому регулированию.

Президент РФ В.В. Путин подписал указ, в соответствии с которым планируется к 2030 году обеспечить сокращение выбросов парниковых газов до 70% относительно уровня 1990 года. Для выполнения требований указа утверждена Стратегия социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года.

В рамках целевого (интенсивного) сценария cтратегии ожидается значительное снижение энергоемкости и углеродоемкости экономики РФ. Предполагается, что при реализации целевого сценария стратегии к 2050-му Россия сократит выбросы парниковых газов до 1,83 млрд т эквивалента углекислого газа (на 13,6% по сравнению с 2019-м), одновременно с этим за счет специального комплекса мер объем подтверждаемых поглощений парниковых газов составит 1,20 млрд т эквивалента углекислого газа (рост почти в 2,25 раза по сравнению с 2019-м).

Одним из значимых стимулов для реализации интенсивного сценария являлась вводимая странами ЕС и США система трансграничного углеродного налога, снижающего эффективность российского экспорта высокоуглеродоемкой продукции. Однако в ситуации закрытия для российских товаров экспортных рынков Европы, США и Японии, логистических, технологических и инвестиционных санкций концепция реализации проектов по регулированию выбросов парниковых газов и декарбонизации ТЭКа требует корректировки.

Мы видим, что ряд стран при реализации климатической повестки осуществили несбалансированный переход на зеленые технологии с прекращением инвестиций в традиционную энергетику, и это привело к формированию энергетического кризиса, усиленного санкционным разрывом доступа к ресурсам. Поэтому России необходимо идти по пути экономически обоснованного сочетания традиционных и альтернативных источников энергии, процессов естественного поглощения углерода.

Необходима реструктуризация ТЭКа не только в тренде декарбонизации, но и достижения глобальных целей устойчивого развития ООН, в первую очередь: недорогая и чистая энергия; чистая вода и санитария; достойная работа и экономический рост; индустриализация инновации и инфраструктура. В такой постановке процесс энергоперехода направлен на улучшение условий жизни населения.

Рассмотрим процессы декарбонизации по отраслям промышленности ТЭКа.

К примеру, снижение ущерба окружающей среде от угольной энергетики может быть достигнуто путем перехода к использованию экологически более безопасных видов топлива угольного происхождения, выбросы вредных веществ при использовании которых значительно ниже, чем в случае применения рядового угля.

Также значимым направлением является модернизация угольных ТЭЦ с переходом на наилучшие доступные технологии. В процессах добычи угля приоритетными являются мероприятия по предварительной дегазации угольных месторождений с эффективным использованием метана угольных пластов. Все это позволяет значительно снизить углеродоемкости угольной отрасли промышленности, не ухудшая экономических показателей. Углеродоемкость добычи угля к 2030 году планируется снизить на 9% до уровня 159 кг СО2-экв/т.

В свою очередь, нефть как сырье менее перспективна, так как характеризуется ограниченностью мировых запасов и постоянным ростом стоимости добычи вследствие вовлечения в эксплуатацию более труднодоступных месторождений. Основные меры по декарбонизации нефтедобычи связаны с повышением энергоэффективности технологий добычи и транспортировки. В соответствии с намеченными планами углеродоемкость добычи нефти к 2030 году должна снизиться по отношению к 2019-му на 40% и составить 111кг СО2-экв/т.

На пути к низкоуглеродному будущему природный газ с учетом его запасов, как наиболее чистое топливо, сохраняет свое значение как переходное топливо, вытесняющее углеродоемкие ресурсы. Увеличение доли СПГ в мировой торговле при условии низкоуглеродных ограничений в логистических системах и производственных процессах также снизит углеродоемкость отрасли. При этом в соответствии с планом мероприятий по декарбонизации ТЭКа снижение углеродоемкости газодобычи в России к 2030 году составит не менее чем 7% от уровня 2019 года.

В России основное значение в декарбонизации ТЭКа приобретает атомная энергетика с обеспечением внедрения новых технологий генерации на базе линейки АЭС малой мощности и реакторов на быстрых нейтронах с замкнутым топливным циклом, а также гидроэнергетика, в том числе через реализацию проектов гидроаккумулирующих станций и развитие малой гидроэнергетики.

В отличие от большинства стран, не обладающих собственными углеводородами, в России развитие ВИЭ будет осуществляться в основном в рамках энергообеспечения изолированных территорий с реализацией проектов, имеющих инвестиционную привлекательность и реальные сроки окупаемости на основе регулируемых государством инструментов зеленого финансирования.


Читайте также


Как на самом обстоят дела с вывозом мусора в Сочи

Как на самом обстоят дела с вывозом мусора в Сочи

Роман Каширин

Проблему драматизируют ресурсы, которым выгодна социальная нестабильность в России

0
5677
Российские углеродные единицы нашли иностранных покупателей

Российские углеродные единицы нашли иностранных покупателей

Владимир Полканов

Состоялась первая международная сделка по результатам отечественного климатического проекта

0
1743
Подмосковный ТЭК к зиме готов

Подмосковный ТЭК к зиме готов

Георгий Соловьев

Министр энергетики региона Сергей Воропанов – о работе на опережение

0
7378
ESG-прозрачность компании Эн+ оценили по максимуму

ESG-прозрачность компании Эн+ оценили по максимуму

Василий Столбунов

0
3255

Другие новости