0
5981
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

15.09.2022 18:48:00

Нужна ли России декарбонизация ТЭКа

Западные санкции вынуждают РФ пересмотреть концепцию по регулированию выбросов парниковых газов

Иван Петров

Об авторе: Иван Васильевич Петров – горный инженер-экономист, первый заместитель декана факультета экономики и бизнеса Финансового университета, профессор.

Тэги: декарбонизация, тэк, экология


декарбонизация, тэк, экология Фото агентства городских новостей "Москва"

Декарбонизация топливно-энергетического комплекса, подразумевающая снижение выбросов парниковых газов, оцениваемых в СО2-эквиваленте, при добыче, переработке и использовании энергетических ресурсов обусловлена стремлением мирового сообщества к снижению темпов потепления и изменения температурного баланса на планете, приводящего к росту аномальных климатических явлений. Мы слышим вопросы: все ли климатические проблемы обусловлены только антропогенным воздействием; не является ли тренд декарбонизации очередной экономической ловушкой для обеспечения оттока финансовых ресурсов от добывающих стран в страны, обладающие технологиями декарбонизации?

По большому счету спор неуместен, так как любые действия по смягчению воздействия на природу полезны, но они должны быть и экономически целесообразны. Наиболее значимый вклад в глобальные антропогенные выбросы парниковых газов вносят КНР, США, ЕС, Индия, Российская Федерация, Япония, Бразилия и Индонезия.

Россия, как и большинство ведущих стран мира, присоединилась к международной повестке по климатическому регулированию.

Президент РФ В.В. Путин подписал указ, в соответствии с которым планируется к 2030 году обеспечить сокращение выбросов парниковых газов до 70% относительно уровня 1990 года. Для выполнения требований указа утверждена Стратегия социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года.

В рамках целевого (интенсивного) сценария cтратегии ожидается значительное снижение энергоемкости и углеродоемкости экономики РФ. Предполагается, что при реализации целевого сценария стратегии к 2050-му Россия сократит выбросы парниковых газов до 1,83 млрд т эквивалента углекислого газа (на 13,6% по сравнению с 2019-м), одновременно с этим за счет специального комплекса мер объем подтверждаемых поглощений парниковых газов составит 1,20 млрд т эквивалента углекислого газа (рост почти в 2,25 раза по сравнению с 2019-м).

Одним из значимых стимулов для реализации интенсивного сценария являлась вводимая странами ЕС и США система трансграничного углеродного налога, снижающего эффективность российского экспорта высокоуглеродоемкой продукции. Однако в ситуации закрытия для российских товаров экспортных рынков Европы, США и Японии, логистических, технологических и инвестиционных санкций концепция реализации проектов по регулированию выбросов парниковых газов и декарбонизации ТЭКа требует корректировки.

Мы видим, что ряд стран при реализации климатической повестки осуществили несбалансированный переход на зеленые технологии с прекращением инвестиций в традиционную энергетику, и это привело к формированию энергетического кризиса, усиленного санкционным разрывом доступа к ресурсам. Поэтому России необходимо идти по пути экономически обоснованного сочетания традиционных и альтернативных источников энергии, процессов естественного поглощения углерода.

Необходима реструктуризация ТЭКа не только в тренде декарбонизации, но и достижения глобальных целей устойчивого развития ООН, в первую очередь: недорогая и чистая энергия; чистая вода и санитария; достойная работа и экономический рост; индустриализация инновации и инфраструктура. В такой постановке процесс энергоперехода направлен на улучшение условий жизни населения.

Рассмотрим процессы декарбонизации по отраслям промышленности ТЭКа.

К примеру, снижение ущерба окружающей среде от угольной энергетики может быть достигнуто путем перехода к использованию экологически более безопасных видов топлива угольного происхождения, выбросы вредных веществ при использовании которых значительно ниже, чем в случае применения рядового угля.

Также значимым направлением является модернизация угольных ТЭЦ с переходом на наилучшие доступные технологии. В процессах добычи угля приоритетными являются мероприятия по предварительной дегазации угольных месторождений с эффективным использованием метана угольных пластов. Все это позволяет значительно снизить углеродоемкости угольной отрасли промышленности, не ухудшая экономических показателей. Углеродоемкость добычи угля к 2030 году планируется снизить на 9% до уровня 159 кг СО2-экв/т.

В свою очередь, нефть как сырье менее перспективна, так как характеризуется ограниченностью мировых запасов и постоянным ростом стоимости добычи вследствие вовлечения в эксплуатацию более труднодоступных месторождений. Основные меры по декарбонизации нефтедобычи связаны с повышением энергоэффективности технологий добычи и транспортировки. В соответствии с намеченными планами углеродоемкость добычи нефти к 2030 году должна снизиться по отношению к 2019-му на 40% и составить 111кг СО2-экв/т.

На пути к низкоуглеродному будущему природный газ с учетом его запасов, как наиболее чистое топливо, сохраняет свое значение как переходное топливо, вытесняющее углеродоемкие ресурсы. Увеличение доли СПГ в мировой торговле при условии низкоуглеродных ограничений в логистических системах и производственных процессах также снизит углеродоемкость отрасли. При этом в соответствии с планом мероприятий по декарбонизации ТЭКа снижение углеродоемкости газодобычи в России к 2030 году составит не менее чем 7% от уровня 2019 года.

В России основное значение в декарбонизации ТЭКа приобретает атомная энергетика с обеспечением внедрения новых технологий генерации на базе линейки АЭС малой мощности и реакторов на быстрых нейтронах с замкнутым топливным циклом, а также гидроэнергетика, в том числе через реализацию проектов гидроаккумулирующих станций и развитие малой гидроэнергетики.

В отличие от большинства стран, не обладающих собственными углеводородами, в России развитие ВИЭ будет осуществляться в основном в рамках энергообеспечения изолированных территорий с реализацией проектов, имеющих инвестиционную привлекательность и реальные сроки окупаемости на основе регулируемых государством инструментов зеленого финансирования.


Читайте также


Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Михаил Сергеев

Актуальная информация у чиновников есть только о 17% зеленого богатства страны

0
2013
Введение режима федерального ЧС в связи с разливом мазута на Черноморском побережье пока не планируется

Введение режима федерального ЧС в связи с разливом мазута на Черноморском побережье пока не планируется

0
1360
Возможно, устойчивое развитие уже недостижимо

Возможно, устойчивое развитие уже недостижимо

Виктор Лось

В рамках цивилизации ближайшего будущего ведущую роль будут играть ориенталистские стереотипы

0
3880
2. Россия легализовала майнинг

2. Россия легализовала майнинг

Криптовалюта поможет противодействовать ограничениям в отношении ТЭК

0
1928

Другие новости