0
3516
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

07.09.2022 18:54:00

Церковная солидарность поверх железного занавеса

В постсекулярном мире религиозные организации уже и не знают, как отвязаться от политики и политиков

Тэги: религия, церковные дела, политика, украина, томос, пцу, польша, рпц, военная спецоперация

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

религия, церковные дела, политика, украина, томос, пцу, польша, рпц, военная спецоперация На фото томос, полученный Православной церкви Украины. Фото Reuters

Противостояние России и Запада поставило религиозные общины перед новыми проблемами. Еще недавно испытывавшие удовлетворение от наступления так называемого постсекуляризма, т.е. возрождения общественной роли религий, лидеры конфессий вынуждены сопротивляться нарастающему давлению политического класса. Политики уже напрямую вмешиваются в церковные дела. И не испытывают от этого дискомфорта, ведь принцип отделения религии от государства перестал быть абсолютной ценностью.

Даже самых искушенных в теме взаимоотношений религии и государства экспертов смутило намерение официальной Риги «оторвать» Латвийскую православную церковь от Московского патриархата. Президент Латвии Эгил Левитс внес в Сейм законопроект об изменении статуса ЛПЦ, причем обосновал свою инициативу интересами госбезопасности. То есть «свободный мир» во взаимоотношениях с верующими берет на вооружение тот самый принцип, за который правозащитники еще недавно беспощадно критиковали различные деспотии.

Многих, конечно, поразило такое беспардонное вмешательство государства в дела верующих. Когда Петр Порошенко, по сути, создавал независимую от Москвы Православную церковь Украины, все-таки решающее значение в этом процессе имело участие Константинопольского патриарха. Порошенко гарантировал лишь господдержку новому церковному образованию.

Между тем созданная под влиянием постмайданных властей автокефальная церковь Украины до сих пор находится в подвешенном состоянии. Даже в условиях антироссийской кампании, которая вызвана специальной военной операцией, православное сообщество в странах Евросоюза не спешит заключать украинских автокефалистов в братские объятия. Даже поляки. Польская автокефальная православная церковь (ПАПЦ) видит в ПЦУ самозванцев, предпочитая поддерживать связи с Украинской православной церковью (УПЦ), которая в самой Украине находится в шатком положении.

Глава ПЦУ митрополит Киевский Епифаний (Думенко) 19 августа направил послание Варшавскому митрополиту Савве (Грыцуняку), в котором просил разъяснить, почему Польская церковь жалуется Вселенскому (Константинопольскому) патриарху Варфоломею на украинцев. Епифаний писал о «предвзятом отношении значительной части духовенства» возглавляемой Саввой церкви «к клиру и верующим ПЦУ, которые вынужденно, как беженцы, оказались в Польше», «о многочисленных примерах того, как иерархи и духовенство ПАПЦ не только отказывают в сослужении священникам ПЦУ, но отказывают им даже в причастии, относясь как к нехристианам».

Публичный ответ последовал 23 августа. Канцелярия Польской церкви выпустила заявление, в котором изложила свою позицию по поводу канонического статуса ПЦУ. Эту организацию поляки назвали «группой отступников». По мнению Варшавской митрополии, Украине нужна церковная автокефалия, но таковой ПАПЦ отказалась воспринимать ПЦУ. Церковную самостоятельность будут считать каноничной, если она объединит всех верующих страны, при этом священнослужители должны быть рукоположены в соответствии с правилом апостольского преемства, которого, по мнению варшавян, у автокефалистов нет. Публикация повторяет то, что ранее уже было высказано митрополитом Саввой в нескольких интервью, например изданию Polityka. Глава Польской церкви сообщил, что говорил об украинской проблеме с патриархом Варфоломеем в марте, когда тот посещал Польшу. «И услышал: «Что мне делать?» Я ответил, что нужно созвать глав поместных церквей, и мы поможем выйти из этой сложной ситуации», – рассказал Савва. Он заверил, что Варфоломей согласился с его упреками.

В основании спора Епифания и Саввы – проблема окормления православных верующих, которые бежали из Украины из-за военных действий и во множестве осели на территории Польши. ПЦУ отчитывается о том, как ее духовенство работает с гражданами Украины на польской земле. Но эта работа противоречит церковным канонам, которые запрещают заграничным священникам без разрешения местной церкви заниматься служением. Кроме того, деятельность за границами Украины не позволена духовенству ПЦУ и по условиям томоса – указа патриарха Варфоломея о предоставлении автокефалии. При этом поляки сквозь пальцы смотрят на аналогичную деятельность священников Украинской православной церкви. УПЦ в мае отказалась от принадлежности к Московскому патриархату, и ее статус вообще неопределенный, но у митрополита Саввы не вызывает сомнений правомерность рукоположения этих священников.

«Как поместная церковь-сестра мы чтим и уважаем канонический порядок и права вашей святой поместной церкви, – писал Епифаний Савве. – Поэтому подчеркиваем, что церковная деятельность, которую осуществляют на временной основе среди украинских беженцев, для наших клириков - вынужденная, ведь другого способа удовлетворить духовные потребности ваша святая церковь им не предложила и не предлагает». На эти упреки Епифания в заявлении варшавян тоже есть ответ: «Православная церковь в Польше, помня благо и заботу о православных эмигрантах, находящихся в настоящее время и в прошлые годы на нашей родине, одинаково пастырски окормляет всех независимо от их национальности».

На таком фоне ПАПЦ демонстративно поддерживает контакты с одним из структурных подразделений Московского патриархата. Правда, речь все же идет о соседях по Европе – Литовской митрополии. 18 августа Варшаву по приглашению Саввы посетил митрополит Виленский и Литовский Иннокентий (Васильев), о чем дали отчет официальные информационные ресурсы ПАПЦ. Православные верующие Литвы тоже переживают не самые спокойные времена. Митрополия запретила в служении нескольких священников, которые предложили Вселенскому патриархату учредить в стране свою организацию. При этом подвис вопрос о статусе вильнюсского подразделения РПЦ. Церковная организация просит у Москвы полную административную независимость при сохранении «духовного единства». Ситуация там похожа на ту, что испытывает церковь в Латвии, только латвийские верующие не запрашивали у РПЦ особый статус. За них этим вопросом занялся президент государства.

В происходящем просматривается общий принцип межцерковных отношений, логика которых далеко не во всем подчиняется политической повестке дня. Разумеется, то, что Варшавский митрополит привечает близкие к РПЦ церковные структуры, не означает «пророссийскую» позицию. Как и Литовская, Польская митрополия еще в начале весны осудила спецоперацию РФ. Однако у сложной системы православных юрисдикций есть определенные корпоративные правила, которые позволяют поддерживать жизнеспособность строгой, подчас противоречащей веяниям современной эпохи иерархической структуры. Чужакам и выскочкам здесь не рады. И как бы ни было велико сочувствие польской общины украинским братьям по вере, оно пока не поколебало строгий закон круговой поруки «церквей в каноне». 


Читайте также


Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Редакция НГ-Религий

Синод РПЦ разжаловал бывшего главного церковного дипломата

0
2113
Военные действия бьют по украинской демографии

Военные действия бьют по украинской демографии

Наталья Приходко

Численность населения страны с 1991 года уменьшилась с 52 до 29 миллионов

0
2680
Новый год стартует в Белоруссии с агитации

Новый год стартует в Белоруссии с агитации

Дмитрий Тараторин

Претенденты на пост президента начнут общаться с избирателями с 1 января

0
1829
Киргизия решила перейти к национальному написанию фамилий

Киргизия решила перейти к национальному написанию фамилий

Виктория Панфилова

Спикер парламента Шакиев начал предвыборную кампанию с ограничения сферы русского языка

0
3840

Другие новости