Фото Олег Варов\patriarchia.ru
В германском городе Карлсруэ 31 августа стартует XI ассамблея Всемирного совета церквей (ВСЦ). Главной интригой пока остается состав делегации РПЦ, которая будет участвовать в этом экуменическом саммите. С конца февраля исполнительный комитет организации не единожды ставил вопрос об исключении Московского патриархата из своих рядов за поддержку специальной военной операции РФ в Украине, однако так и не решился этого сделать. То, что делегация из Москвы отправится на ассамблею, стало известно 24 марта, когда решением Синода РПЦ был утвержден ее состав. Однако за последние несколько месяцев многое изменилось, в том числе внутри самой РПЦ произошли кадровые перестановки. Новые имена участников форума ВСЦ с тех пор держатся в секрете, и не исключено, что на фоне разворачивающихся событий патриарх Кирилл сам решится поехать на международный форум.
Изначально среди тех, кто должен представлять РПЦ в Германии, были митрополит Иларион (Алфеев) как глава Отдела внешних церковных связей (ОВЦС), митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука (Коваленко), как представитель Украинской православной церкви Московского патриархата, а также протоиерей Сергей Годун в качестве представителя Белорусского патриаршего экзархата. Последний скончался 21 июня. До этого решением Синода РПЦ от 7 июня митрополит Иларион был снят с должности председателя ОВСЦ. Главой «дипломатического ведомства» стал митрополит Антоний (Севрюк). Он также должен был ехать в Карлсруэ, но как руководитель Управления Московской патриархии по зарубежным учреждениям. Этот отдел был ликвидирован решением Синода РПЦ от 25 августа.
Что касается украинского архиерея, то его поездка также оказалась под вопросом. После Собора в киевской Феофании 27 мая Украинская православная церковь (УПЦ) решила максимально отдалиться от Московского патриархата и вычеркнула все упоминания РПЦ из своего устава. Есть сведения, что глава УПЦ митрополит Онуфрий (Березовский) решил на ассамблею ВСЦ отправить свою, отдельную делегацию. Поэтому представительство УПЦ в рамках делегации РПЦ теперь потеряло смысл. Всего же в первом и единственном списке было указано, что от Московской патриархии на экуменический саммит поедут 22 человека, среди которых только пять мирян. Для сравнения, делегация Вселенского (Константинопольского) патриархата на ассамблею ВСЦ состоит из 18 человек, 10 из которых – миряне.
На официальном сайте ВСЦ пока не опубликованы участники грядущего мероприятия. Известно лишь, что 9-дневную ассамблею откроет федеральный президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер. В разные годы участниками ассамблей ВСЦ были главы разных православных поместных церквей. Патриарх Кирилл в качестве первоиерарха РПЦ на подобного рода экуменических мероприятиях организации лично еще не присутствовал. Хотя в качестве почетного гостя, еще будучи митрополитом Смоленским и Калининградским, посещал IX Генеральную ассамблею ВСЦ, которая прошла в бразильском городе Порту-Алегри 14 февраля 2006 года. Изначально не собирался он и на нынешний съезд. Однако сегодня его визит в Германию мог бы стать вызовом всем его недоброжелателям.
В последнее время глава РПЦ снизил общественную активность. Если раньше такие затишья можно было связать с коронавирусной пандемией, то сейчас дела обстоят иначе. За последний месяц патриарх Кирилл отменил как минимум три своих визита. И если в Смоленскую епархию в конце июля он не поехал по состоянию здоровья, то перенос вояжей в Нижний Новгород и Архангельск в Московском патриархате объяснили «изменением рабочего графика главы РПЦ». В то же время патриарх в июле и августе успел дважды съездить в Санкт-Петербург. За это время он также встречался с послом Иордании в России, детьми из Донбасса, главой патриаршего экзархата в Белоруссии митрополитом Вениамином (Тупеко), настоятельницей Новодевичьего женского монастыря игуменьей Маргаритой (Феоктистовой) и провел отчасти дистанционное заседание Синода, на котором рядом с патриархом физически присутствовало лишь три архиерея. Это патриарший наместник Московской митрополии митрополит Крутицкий и Коломенский Павел (Пономарев), управляющий делами Московской патриархии митрополит Воскресенский Дионисий (Порубай) и новый председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Антоний (Севрюк). Еще девять участвовали по видеосвязи. То есть нельзя утверждать, что он находится на полной самоизоляции в подмосковном скиту. Ощущение, что глава РПЦ копит силы для чего-то масштабного.
Нынешний спад активности патриарха пришелся на санкции, которые против него ввели некоторые страны. Первым государством, которое запретило Кириллу въезд на свою территорию, стала в середине июня Великобритания. В начале июля персоной нон грата патриарха объявила и Канада. В конце июля стало известно, что Литва также не желает видеть у себя главу РПЦ. При этом еще в апреле именно литовские политики настаивали, чтобы санкции против Московского патриарха ввели в ЕС. Евросоюз даже был готов это сделать, но вмешалась Венгрия. Премьер-министр страны Виктор Орбан выступил против этой идеи, и благодаря этому имя Кирилла не было внесено в шестой пакет санкций ЕС. Однако как долго продержится венгерское эмбарго, непонятно. Восьмой санкционный список не за горами. И хотя митрополит Иларион (Алфеев), который после своей отставки из ОВЦС возглавил Будапештскую кафедру РПЦ, борется как лев, чтобы ЕС посредством Венгрии не включала имени главы РПЦ в санкционные списки, нет уверенности, что Брюссель и дальше будет слушать венгров. На 30–31 августа в Праге запланирована неформальная встреча министров иностранных дел Евросоюза, в ходе которой будет обсуждаться вопрос ограничения выдачи туристических виз россиянам.
Понятно, что патриарху виза для поездки в Германию не нужна – у него скорее всего есть дипломатический паспорт. Однако в результате новых санкций документ может потерять силу, а потому патриарху Кириллу следует поторопиться. Ассамблея в Карлсруэ – чуть ли не последний шанс въехать в ЕС. К тому же после всех разговоров о лишении РПЦ членства в ВСЦ появление патриарха Кирилла на международном форуме стало бы знаковым событием. Мол, патриарх Московский не так уж и зависит от мнений зарубежных политиков и духовных лидеров. Он сам решает, что ему говорить, кого поддерживать и где появляться.