На фото здание филиала МГУ в Казахстане. Фото сайта msu.ru
Вы представляете себе заявление: «Я закончил филиал Оксфорда в Чимкенте!» или «Я выпускник Казахстанского филиала Йельского университета»? Если нет, то почему? А между тем осенью в Казахстане планируют открыть филиалы двух российских вузов: в Алма-Ате – филиал Национального исследовательского ядерного университета МИФИ, в Атырау – филиал Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина. Напомним, что в Казахстане есть филиалы еще шести крупных российских вузов, в том числе МГУ имени Ломоносова.
Но давайте подумаем. Население Казахстана составляет около 19 млн граждан. При этом в республике постоянно живут, по оценочным данным, 16–17 млн человек. Таким образом, население Казахстана сопоставимо с населением Москвы. В Казахстане при этом уже работают 83 университета, включая исследовательские, 16 академий, 12 институтов и приравненных к ним консерваторий, а также высших школ и училищ, девять национальных высших учебных заведений и два национальных исследовательских университета. Число высших светских учебных заведений стремительно приближается примерно к 130–140 (!).
Вы можете себе представить такое количество вузов на одну Москву, где учатся исключительно москвичи без приезжих из регионов России и иностранцев? Каков будет уровень этих заведений и, главное, их выпускников? Для справки: в Москве около 160 вузов, но в них учатся дети со всей России и разных стран мира.
Где взять столько студентов, которые действительно испытывают тягу к знаниям? Казахстан превращается в республику со всеобщим высшим образованием? А кто будет печь хлеб, сапоги тачать, где брать токарей и фрезеровщиков, швей?
Что такое вуз? Это прежде всего атмосфера, это общение с преподавателями, в том числе и вне официальных занятий, это общение студентов между собой. Сила образовательного сообщества только на 30% зависит от профессорско-преподавательского состава, на 70% от студентов. И чем сильнее коллектив, тем глубже и мощнее знания, полученные выпускниками. Кроме того, это не начало (!) образовательного процесса. Вуз не дает первичные знания, их получают в школе, именно в школе, а не в университетах. Институты и университеты развивают, расширяют их, давая вход в профессию, но вход этот дается на основе этих самых знаний.
Еще одна иллюзия – думать, что студент филиала общается с преподавателями искомого вуза. Преподаватели в лучшем случае прилетают технически отчитать свой курс за неделю-другую (что уже абсурд) – и времени на общение со студентами просто нет. Про атмосферу вообще промолчим.
Учебный процесс – комплексное и системное действо: лекции–семинары–коллоквиумы–зачет/экзамен. В филиале же в большинстве случаев приехавший преподаватель читает только лекционный курс, а остальное отдается в ведение местных специалистов. Основа филиала – местные кадры и административно-технический персонал.
Поездка учащегося непосредственно в сам вуз на стажировку на семестр или два – просто фикция. Шансов на адаптацию к новой среде нет. Молодой человек или девушка не успевает познакомиться даже с сотоварищами, с сокурсниками, оставаясь «за бортом» их интересов, не говоря уже о профессорско-преподавательском составе. Студенты филиала лишены библиотек и многих других важных основ для обучения.
Сам по себе филиал не может и не будет являться «мягкой силой», способной оказать сколь-либо заметное влияние на формирование личности. Скорее наоборот, из-за разочарования обучающихся молодой человек остается в привычной для него среде обитания с явно завышенными ожиданиями.
Кроме того, чем больше филиалов у вуза, тем хуже отношение к самому вузу, ниже его авторитет в профессиональной среде. Происходит нивелирование, обесценивание дипломов. Чем больше филиалов, тем серьезнее вопрос, где брать специалистов, соответствующих уровню вуза. Преподаватель высокой квалификации – штучный товар. Поэтому-то и нет филиалов Кембриджа, Гарварда, Принстона, Йеля, Оксфорда, Вест-Пойнта…
Филиалы, как правило, – это вопрос денег. Чувство рифмы и знание русского языка подскажет, что имеется в виду.
Понятно беспокойство государства, отправляющего молодых людей на обучение за границу. Есть значительное число «невозвращенцев» либо тех, кто, вернувшись домой, через некоторое время уезжает в страну, обучавшую его. Плюс обучающиеся за границей неизбежно привозят с собой чуждые элементы культуры, нравственности, морали. Часто эти элементы вступают в противоречие с национальными обычаями и традициями. Приводят к искажению исторической памяти, которая стирается очень быстро, а это первый шаг к ликвидации человеческой общности, называемой нацией, этносом. Следствием будет и гибель соответствующего государства. В связи с этим бесконечно важно определить, куда можно отправлять учиться молодежь. Где, в какой стране локализация близких и схожих нравственных императивов наиболее высока.
То, что сегодня в Казахстане существуют планы переориентации на Россию программы «Болашак», финансирующей молодежь при поступлении на обучение за границу, можно приветствовать. Без малого 30 лет много студентов учились в западном мире, но где казахстанские Келдыши, Мичурины, Королевы, Курчатовы?! Только в 2022 году для обучения по программе «Болашак» выделено 1055 стипендий, 500 стипендий выделено для категории стажировок «ученые». Обучение в России даст Казахстану специалистов, любящих именно Казахстан и получивших образование в традиционной для казахстанского общества парадигме.
Если говорить о серьезном подходе к образованию молодежи и продвижению традиционных ценностей, которые отстаивает Россия, открывать нужно не только и не столько филиалы вузов, сколько школы по российским или совместным программам, профессиональные и технические училища, техникумы. Все должно идти в связке. Только тогда будет достигнута максимальная эффективность.
Получение серьезного высшего образования требует создания условий для обучения граждан Казахстана непосредственно в центрах российского образования, непосредственно в самих вузах. Устраивать профанацию с филиалами, где одни делают вид, что учатся, а другие делают вид, что учат, – сомнительное решение. Не самый лучший путь организовывать филиалы даже самых лучших вузов в отрыве от выстраивания комплексной системы и модели образования. В погоне за наживой у нас все поставлено с ног на голову: не вуз должен идти к молодежи, а молодежь в вузы! Иначе это коммерция и показуха.