0
4648
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

15.08.2022 18:04:00

Итальянская забастовка "Газпрома"

Казус с "потерей" отремонтированной турбины ломает многие ментальные стереотипы

Игорь Шумейко

Об авторе: Игорь Николаевич Шумейко – историк, публицист.

Тэги: западные санкции, газпром, турбина, германия, итальянская забастовка

Все статьи по теме "Санкционные войны"

западные санкции, газпром, турбина, германия, итальянская забастовка На фото турбина, которую Компания Siemens пока так и не передала Газпрому. Фото Reuters

Странно: обвиняя «Газпром», сравнивая снижение подачи газа с войной, с убийством (пока только германской экономики), шантажом… европейцы не вспомнили давний, утвердившийся с начала ХХ века термин «итальянская забастовка». Английский вариант – work-to-rule, «работа по правилам». Форма протеста, когда сотрудники строго исполняют все правила, буквально следуют должностным обязанностям, бюрократическим инструкциям, тормозя этим работу.

В целом сегодня вокруг «трубы» заметна активность уже совершенно одиозных типов. Причем заметно это стало задолго до 24 февраля. Напомню ситуацию.

Осень 2021-го. Газопровод СП-2 достроен, наполнен газом, ждет команды на поворот вентиля. Однако новое правительство Германии тоже вполне «итальянскими», законными (!) методами тормозит начало работы. Вдруг выясняется: управляющая компания зарегистрирована в Швейцарии и надо ее перерегистрировать в Германии. Министр Бербок: «СП-2 не получил разрешение на эксплуатацию как не соответствующий европейскому энергетическому законодательству». Handelsblatt, самая крупная из немецкоязычных деловых газет, 26 ноября фиксирует, что Еврокомиссия одними параграфами еврозаконодательства остановить СП-2 не может, но «может поставить его в условия, которые сделают проект экономически малопривлекательным».

Далее в материале Handelsblatt следовал «дружеский совет» «Газпрому». Дословно: «Ждать так долго? В прошлом уже были прецеденты ввода трубопроводов в эксплуатацию и без сертификации. Например, «Североевропейский трубопровод природного газа» или трубопровод EGL401, по данным Федерального сетевого агентства Германии, приступили к транспортировке газа еще до сертификации. В случае ввода такого объекта в эксплуатацию без сертификации оператору грозит штраф всего лишь… менее 1 млн евро. Эта сумма не очень внушительна: ведь инвестиции в строительство СП-2 минимум 10 млрд евро. Учитывая цены на газ, оператору может показаться соблазнительным быстренько ввести поставку газа в действие, не дожидаясь сертификации. В пользу такого решения говорит и то, что «Газпром» таким образом сможет сэкономить выплаты за транзит, которые пошли бы Украине…»

То есть аккуратные, законопослушные бюргеры… подыскивают «Газпрому» прецеденты аналогичных нарушений.

Опять цитирую дословно вице-канцлера Роберта Хабека, обвиняющего Россию в «торговой войне»: «У них (у России и «Газпрома». – И.Ш.) не хватает духу сказать, что мы находимся в состоянии торговой войны! Вместо этого рассказывают фарсовые истории, которые просто не соответствуют действительности. Теперь в «Газпроме» будут по своему усмотрению запускать газ и приостанавливать его прокачку».

Понимаете?! Второе лицо Германии, вице-канцлер Роберт Хабек может высказывать подозрения, даже обвинения (тут желательно подкрепить фактами), но… «У них не хватает духу сказать!» – это уже почти дворовое: «Да им (нам то есть) слабо»

Поразительно поменялись имиджами игроки по оба конца «трубы». Теперь скорее «Газпром», подобно скучному немцу, педантичному еврозануде, вчитался в договор с Siemens, «прицепился к закорючкам» и затягивает прием из канадского ремонта газовой турбины. Пытается держать линию, похожую на аккуратную итальянскую забастовку.

Эта «рокировка в длинную сторону» если не оправдывает, то хотя бы объясняет тон заявления тех, чей транзит Handelsblatt советовала немножко «прищемить». Когда украинский посол в ФРГ назвал канцлера Олафа Шольца «обиженной ливерной колбасой», обе стороны искали контекст. Немцы вспомнили идиому Die beleidigte Leberwurst spielen, означающую «притворные обиды».

Перечисленные примеры отражают, наверно, глубинную тенденцию. Долгие войны, противостояния оказывают глубокое взаимовлияние на противников. Пример навскидку. Недавний юбиляр, Петр Великий, 21 год воюя со Швецией, на ходу реформируя Россию, за образец госаппарата взял именно шведские коллегии. И победил. Может, и Шольц принял эту линию? Выражаясь в стиле модного фильма, «Чтобы победить русских, надо думать как русские»? «И выражаться как русские!» – наверное, думал его заместитель Хабек.

Исторически, со времен того же Петра, немцы для россиян – образцы аккуратности, бережливой пунктуальности, деловитости… Вся русская литература, наше постижение менталитетов держалось на этой диалектике: Обломов и Штольц (чуть не спутал немецкие фамилии!).

И вдруг в Германии пропадает… турбина, за перемещениями которой уже пару месяцев следит весь мир. Заявление представителя германского правительства Вольфганга Бюхнера «Ее физическое местонахождение неизвестно» прозвучало дичью, бессмыслицей, вестью катастрофы – вроде «Земля налетела на небесную ось»… Впору расклеивать объявления: «Пропала… Приметы: белого блестящего металла, с лопатками… Нашедшему – вознаграждение 100 500 куб. м газа без очереди...»

Не лучше ли, наоборот, еще и вчинить иск Siemens: за нарушения формальных условий контракта? Со стороны бывшей «широкой души», России, которая еще в 2019–2020-м безотказно наращивала сверхконтрактные поставки, согревая, стабилизируя цены. Такое старонемецкое крючкотворство более соответствовало бы нынешнему ускоренному дрейфу континентов, смещению «земной оси». 


Читайте также


5_9165_news1

5_9165_news1

0
681
Будущее Германии видят без «Зеленых»

Будущее Германии видят без «Зеленых»

Олег Никифоров

Немецкие политики предлагают варианты выхода из кризиса

0
1851
Теракт в Магдебурге подорвал доверие к Шольцу

Теракт в Магдебурге подорвал доверие к Шольцу

Олег Никифоров

Рейтинг канцлера ФРГ снизился более чем в три раза

0
2745
4. Немецкий автопром проиграл конкурентам из Китая на собственном рынке

4. Немецкий автопром проиграл конкурентам из Китая на собственном рынке

Евросоюз пытается спасти внутреннее производство за счет таможенных барьеров

0
1890

Другие новости