Фото Reuters
Еще в 2010-е годы все мы наблюдали чрезвычайно острые дискуссии вокруг вопроса о том, кого следует считать союзником России и что в принципе стоит за такими концептуальными понятиями, как «союзник» и «стратегический партнер».
Казалось бы, ответ на поверхности – стратегическим партнером является тот, с кем Россию связывают пакет соответствующих документов, а также участие в общих интеграционных платформах.
Но всегда ли наличие данных параметров соответствует реальному наполнению двусторонней повестки?
В то же время в круг друзей России входит весьма обширная группа государств, которые вроде бы не связаны с Москвой формальными критериями «союзничества», однако уже вышли на уровень таковых по набору факторов: характеристика торгово-экономических отношений, широта двухсторонней повестки, синхронизация внешней политики по критически важным вопросам.
Все это, безусловно, относится к Азербайджану, отношения с которым Сергей Лавров определил как «уровень союзнического взаимодействия» (цитата из вступительного слова главы МИД России в ходе встречи с главой МИД Азербайджана 12 мая 2022 года).
Конечно, речь не идет об игре слов, ведь именно Владимир Путин и Ильхам Алиев подписали Декларацию о союзническом взаимодействии. В результате Азербайджан занимает почетное место в ряду союзников России.
Сегодня, с высоты минувших тридцати лет, отчетливо видно, как непросто выстраивался процесс нормализации и укрепления российско-азербайджанских отношений. Канули в Лету имена людей, оставивших негативный след в развитии наших стран. В то же время именно в те времена, в ураганные 1990-е, были подписаны первые базовые документы: в апреле – признание Россией независимости Азербайджана и установление полных дипломатических отношений между нашими странами, а в октябре – Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности.
Наиболее существенным фактором, придающим российско-азербайджанскому диалогу особую глубину и наполненность, является наличие таких национальных лидеров, как Владимир Путин и Ильхам Алиев.
Президенту России в числе прочего удалось сохранить целостность двусторонних отношений, несмотря на сложнейшие перипетии вокруг карабахского конфликта, который, как мы видим сегодня, близок к разрешению в соответствии с интересами Азербайджана и всех жителей региона, включая граждан Азербайджана армянского происхождения.
Что же касается президента Азербайджана, то ему удалось не только сохранить, но и развить наиболее продуктивные, положительные особенности общего пространства, структурно сформированного еще в советский период. Главное здесь заключается в том, что социогуманитарное пространство Азербайджана развивается в рамках гармоничного сопряжения с российским пространством в гуманистических, информационных и научных аспектах.
Речь, в частности, идет о сохранении русскоязычного образования в средних школах и высших учебных заведениях Азербайджана. Это достаточно важный аспект, учитывая тенденцию на сокращение русскоязычного информационно-культурного пространства по всему постсоветскому региону. В этом плане Азербайджан в отличие от своих соседей по Южному Кавказу не допустил ошибки.
За последние годы очень много говорилось о важности коммуникации между президентами в лидерской системе координат. Способность и готовность двух сильных, волевых политиков к открытому диалогу всемерно укрепляет конструкцию двустороннего взаимодействия.
Владимир Путин и Ильхам Алиев – это редкий по нашим турбулентным временам тандем политических лидеров, обеспечивающий стабильный диалог двух харизматичных политиков, которым удается находить оптимальные решения.
Взаимодействие двух президентов сыграло ключевую роль в разрешении карабахской проблемы, что отразилось в полном единодушии двух лидеров, претворивших 10 ноября 2020 года справедливых принципов урегулирования в рамках территориальной целостности Азербайджана.
Хотя рупоры армянской пропаганды в Москве и продолжают информационные диверсии против союзнического взаимодействия двух стран, на что Азербайджан часто обращает внимание российских властей. Как и попытки проармянски настроенных журналистов и пропагандистов всколыхнуть реваншистские настроения в общественном мнении Армении, что угрожает в первую очередь миссии России в создании региональной системы безопасности и устойчивого, стабильного мира.
Одним из таких примеров стало распространение «вирусного» слуха о том, что Азербайджан якобы потребовал от российских миротворцев освободить зону их контроля для размещения своих воинских подразделений. Возможно, этот слух был сфабрикован сотрудниками ЦРУ на базе их инфраструктуры в посольстве США в Ереване. Хотя и без этой версии информационное пространство карабахского конфликта переполнено подобными фейками, способными разрушить даже очень крепкие отношения.
При этом не стоит забывать, что количество проблем и трудностей, в том числе исторического и регионально-геополитического характера, делает взаимодействие Азербайджана и России далеко не безоблачным. Особенно это заметно в сфере СМИ. Однако мудрость и хладнокровие лидеров двух стран помогает им трансформировать трудности в возможности.
В плоскости совместных экономических проектов Москве и Баку удалось миновать спад, вызванный пандемией 2020–2021 годов (в 2021 году товарооборот увеличился на 16%, составив 3,3 млрд долл.).
Успешно преодолеваются банковско-финансовые и страховые последствия санкций, введенных странами Запада против российских компаний и увеличивших риски взаимодействия с ними у азербайджанских партнеров. В качестве иллюстрации отметим, что в первом полугодии 2022 года товарооборот между двумя нашими странами составил 1,57 млрд долл., что на 17,1% больше аналогичного показателя прошлого года.
Наше взаимодействие в промышленности развивается по целому ряду направлений – это судостроение, автомобилестроение, фармацевтика, химическая промышленность…
Что же касается роли Зангезурского коридора в развитии ключевой для РФ транспортной артерии МТК «Север–Юг», то это во многом напоминает роль иранского транзита для Советского Союза в годы Второй мировой войны.
Собственно, именно в том и заключается смысл трехсторонних соглашений России, Азербайджана и Армении от ноября 2020 года, 11 января и 26 ноября 2021 года. Зангезурский коридор не только станет стимулятором социально-экономической активности в регионе, но и обеспечит дополнительный канал «большого транзита» от России до иранских портов Персидского залива.
Таким образом, союзническая стратегия Москвы и Баку вписывается в общий контекст усилий России по созданию коалиции друзей в лице государств постсоветского региона.
И Азербайджану в этом плане отведена важнейшая роль.